Наполним музыкой вокзалы Крыма!

13 апреля 2015 г. в 11:04

Автор: Алексей Васильев(все материалы автора)

С тех пор, как  фашиствующие соседи на Украине прервали железнодорожное сообщение с Крымом, на наших вокзалах затих суетный  шум пассажиров: сегодня только электрички не дают заржаветь  крымским рельсам, а вокзальных зданиях поселилась тишина. Для того чтобы  оживить эти "железнодорожные храмы", обозреватель "Нового Крыма" Алексей Васильев предложил проводить в них ...концерты. Идея была широко поддержана в соцсетях. Что же произошло дальше?

Концерт на вокзале

Инициатива проводить концерты в зданиях вокзалов не нова. Собственно само слово "вокзал", согласно толкованию известного этимолога Макса Фасмера, происходит от "Воксхолл" (англ. Vauxhall) – названия парка и увеселительного заведения в Лондоне. В середине XVIII века там устраивали вечерние гулянья с театральными представлениями, фейерверками и ужинами. Был подобный знаменитый вокзал (в ту пору писали "воксал", но со временем "с" перешло в "з" под влиянием русского слова "зал") и в Париже – его в 1767году создал  итальянский  пиротехник Торре, и устраивал в нем  спектакли, построенные на пиротехнических  эффектах. В начале XIX века музыкальный вокзал появился и в Нью-Йорке, затем, со второй половины XIX в. в Канаде и Турции. Вокзалы пользовались огромной популярностью, но так как они, зачастую находились в пригороде, добираться до них было не просто. Кто-то предложил провести к вокзалу железнодорожную линию. Идея прижилась... 

Русские воксалы

От просвещенной Европы не отставала и Россия. У нас название вокзал стало нарицательным для главных станций на железных дорогах, по примеру Павловского вокзала, служащего в одно и то же время железнодорожной станцией и увеселительным местом. В Павловске (близ Санкт-Петербурга),  в помещениях императорской резиденции, в XIX веке в соответствии с европейской модой проходили музыкальные концерты, в том числе и  самого Иоганна Штрауса!

По другой версии первый вокзал  в России был создан в 1775–1776 годах антрепренёром  Гроти. Затем вокзальным делом занялся  Mихаил Меддокс. В театральной энциклопедии мы разыскали описание этих вокзальных вечеров: "... В большой зале устраивались спектакли с участием актеров публичного Московского театра и приезжих трупп – немецких, французских, итальянских; в последние годы Медокс сдавал воксальный театр эквилибристам. Вообще "тут давали только маленькие комические оперы в одном или двух действиях и такие же комедии. За представлением следовал бал или маскарад, который заключался ужином. И все это тогда не превышало пяти рублей". После представления в зале танцевали, в небольших павильонах играли в карты, беседовали и закусывали в буфете. "По вечерам сад освещался фонарями, и гулянье продолжалось до двух часов ночи".

Честь для  музыкантов

Традиция проводить концерты в вокзальных зданиях – пустующих или даже действующих, сохранилась и в современной   Европе. Опять же и Россия не отстает от этого культурно-музыкального течения. Так, несколько лет назад в Москве была возрождена традиция проводить концерты на вокзалах. Однажды на перроне Киевского вокзала выступил не самодеятельный коллектив, а Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова! Репертуар  был подобран так, чтобы не отягощать слушателей неизвестными произведениями. Вокальные номера чередовались с инструментальными. Каждой  классической мелодии мог подпевать  любой прохожий и  за пределами гостевой зоны. "Севильский цирюльник", "Лебединое озеро", "Пиковая дама", "Тоска", "Ромео и Джульетта". Ближе к концу  – "Вернись в Сорренто" и "Скажите, девушки, подружке вашей..." (на итальянском)...  

Новое старое веяние было подхвачено по всей России. Вскоре на железнодорожном вокзале в Тюмени заиграл  струнный квартет, а на вокзале в Адлере, во главе Всероссийского юношеского симфонического оркестра выступил маэстро Юрий Башмет! Для музыкантов – честь играть в великолепных зданиях вокзалов, убеждены оркестранты.

Первые желающие

Мы рассказали о нашей затее художественному руководителю  Камерного хора  Крымской филармонии "Таврический благовест" Владимиру Николенко.  Владимир Михайлович был краток в своей оценке, он назвал нашу идею превосходной, сказал, что "...поддерживает её полностью и согласен выступить  с "Таврическим благовестом" на симферопольском вокзале в любое (свободное от графика) время. К тому же оригинальная акустика вокзального здания позволяет это сделать".

О  проведении концертов на Симферопольском вокзале размышляет генеральный директор  коммуникационной группы "Событие" Михаил Стручков: "По своим характеристикам (размеры, акустика и т.д.) здания вокзалов прекрасно подходят для проведения музыкальных и других торжественных мероприятий…Конечно, важно соблюдать все нормы безопасности, в первую очередь в исторических зданиях. Строили, конечно, раньше, как говорится, "на века", но большое звуковое давление создает вибрацию, которая может нести угрозу сооружению. Поэтому важно выслушать мнение инженеров, предусмотреть все необходимые меры, включая эвакуационные выходы и системы пожаротушения.
В XIX веке на вокзале города практически каждый день играла классическая музыка, назначались свидания и встречи, и сегодня такая традиция возрождается. Но, например, клубные вечера, дискотеки я бы на вокзалах проводить не стал".
В поддержку слов Михаила Стручкова, на вопрос обозревателя НК отвечает генеральный директор RossaModels и RossaGallery Лера Росса, она  приводит в пример  Витебский вокзал в Санкт-Петербурге, где, бесплатные концерты классической музыки проходят каждое воскресенье. К слову, Витебский вокзал действующий.

Культурный ответ

А как крымские чиновники отнеслись к желанию симферопольцев (сотни пользователей соцсетей поддержали инициативу) оживить вокзал? Мы обратились за поддержкой в министерства транспорта, культуры, туризма. Один из министров, в частном разговоре пообещал всенепременнейшую поддержку (пока таковой не последовало), а официальный ответ мы, на день публикации  этого материала получили только от Министерства культуры (спасибо за оперативность), впрочем, ответ  первого заместителя министра Игоря Котляра озадачивает... Судите сами: "... Рассмотрев Ваше обращение  по вопросу проведения концертных вечеров в залах железнодорожного вокзала Симферополя, в том числе концерта, приуроченного ко дню освобождения крымской столицы от немецко-фашистских захватчиков в апреле 2015 года, Министерство курортов и туризма Республики Крым сообщает, что проведение концертов и иных культурных мероприятий требует заблаговременного планирования.

Кроме того, сообщаем, что организация предлагаемых Вами концертных вечеров относится к компетенции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры".

Опять отписки? Крымчане ждут от новых властей решительных, креативных  действий по развитию различных сфер жизни полуострова, вся Россия ждет от Крыма творческих инициатив, да и президент нашей страны, спасший крымчан от лютой гибели от бомб укрофашистов, вероятно меньше всего мечтал о том, чтобы запустить во властные структуры малодеятельных чиновников-бюрократов.

Крымчане верят, что музыка на полуострове зазвучит, и не только на вокзалах, и чиновники не станут прятаться за годовые планы мероприятий, и будут следовать ежедневно  изменчивой   ситуации, если она направлена на благо народа. 

Просмотров: 266




Новости по теме

Читайте также