Александр Беланов: "Кино государственного значения"

24 апреля 2015 г. в 07:00

Автор: Александр Беланов, режиссёр-кинодокументалист, Москва(все материалы автора)

"Частное пионерское" – фильм для семейного просмотра.

Режиссер – Александр Карпиловский.

Единственный детский фильм, получивший приз президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко "За гуманизм и духовность в кино".

За последние 20 лет это единственный российский детский фильм, представленный в конкурсной программе 53-го Международного кинофестиваля детского и юношеского кино в Злине, Чехия (крупнейший фестиваль в Европе, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса).

Фильм получил на этом кинофоруме Главный приз детского жюри. А всего за 2012–2014 годы фильм "Частное пионерское" принял участие в 81 фестивале и получил 54 приза.

"ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ" РОССИЙСКОГО КИНО

Знаю, чужие письма читать – нехорошо! Этому меня ещё в школе учили, когда в пионерах ходил. Но здесь случай особый: о критическом состоянии "детского кино" пишут известные деятели российского кинематографа. Не на деревню дедушке пишут, а прямиком – в Кремль, в Администрацию Президента...

"...Все мы хотим одного – блага России. Мы не хотим Майдана на Красной площади, не хотим повторения опыта Украины, в которой выросло два поколения Иванов, не помнящих родства. Народ без прошлого не имеет будущего. Именно поэтому мы раз за разом возвращаемся к теме прошлого, делая качественное кино, поднимающее актуальные и важные проблемы"...

Кто-то скажет: красиво написано, а толку-то?

Минуточку! В том-то и дело, что премьерный показ фильма "Частное пионерское – 2", прошедший 14 апреля в столичном Доме кино, чуть было не закончился детской потасовкой: более 500 юных зрителей штурмом взяли под завязку забитый зал на 1200 мест – до конца сеанса стояли перед экраном, сидели в проходах.

– Ожидаемая реакция?! – спрашиваю у генерального продюсера фильма Владимира Есинова.

– Ты же сам слышишь – зал ликует! Родители, увидевшие своё счастливое детство в первом фильме "Частное пионерское", сегодня, два года спустя, смеются и плачут уже вместе со своими детьми. В обнимку! И это единение родственных душ дорогого стоит!

Прав продюсер: этот успех запрограммирован. Здесь и формирование положительного паблисити: компания "Кинопрограмма XXI век" уже пополнила копилку семейного и детско-юношеского кино такими полотнами, как "Посланник патриарха", "Тайна Егора", "Рябиновый вальс"... Здесь и зрительский запрос: общество порядком подустало от сомнительных "западных ценностей", навязанных нам с одной целью – развалить Россию изнутри. Народ уже просто тошнит от гламурной столичной тусовки с силиконовыми губами, грудями и ягодицами, от такого же "надутого" шоу-бизнеса и обслуживающего его телевидения.

Видимо, не выдержал этого "культурного беспредела" и наш президент. В своём послании Федеральному собранию Владимир Путин особенно подчеркнул важность базовых ценностей, таких "как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны". Наши приоритеты – это "здоровая семья и здоровая нация, переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремлённостью в будущее".

А теперь вопрос: я это один понимаю? Или всё ограничивается группой, работающей над фильмом "Частное пионерское"? А дальше?! Так и хочется вспомнить, пропеть хором: "Эй вы, там, наверху!"

Многолетний застой в отечественном кинематографе привёл к тому, что в нашей стране выросли три поколения  (давно уж не дети!), воспитанные на зарубежных боевиках и ужастиках. Это иная культура, и, чтобы вновь привлечь внимание массового зрителя к отечественным фильмам, нужно приложить немалые усилия. А ведь именно искусство, в частности кино, определяет мировоззренческие критерии, духовные смыслы и ценности существования. И перед нами стоит выбор – мы "продаёмся" западной культуре окончательно или сохраняем свою, родную? Формируем свои идеалы или продолжаем подражать чужим? Создаем своих героев или восхищаемся чужими? Скачем, как на майдане, или проходим маршем Победителей по брусчатке Красной площади?

– Мы, как никогда, близки к "точке невозврата"! – поддерживает наш разговор режиссёр фильмов "Частное пионерское" и "Частное пионерское – 2" Александр Карпиловский.

– Еще один шажочек в этом же направлении, – уверен Александр, – и мы раз и навсегда потеряем зрителя, испорченного низкосортным западным трешем. Молодёжь привыкла смотреть фильмы, под которые можно жевать попкорн и болтать по телефону. Это то, чем кормят нас прокатчики и телеканалы. И то, от чего надо оберегать наших детей!

Решение проблемы – на поверхности! В Китае, к примеру, работает целая система контроля кинопроката, при котором четко ограничено количество зарубежных фильмов в год и в приоритете отечественное кино. У нас же, наоборот, засилье американских фильмов. И получается, что, показывая россиянам западные картины (а их в прокате 93%), мы практически финансируем Запад, инвестируя чужое, а не свое кино.

– Уже несколько лет я слышу о налогообложении западных фильмов и поощрении проката отечественного детского и юношеского кино! – негодуя, разводит руками кинопродюсер Владимир Есинов. – Но пока государство не сожмет кулак на разъевшейся шее кинопрокатчиков, дело с места не сдвинется. Даже лидеры отечественного производства и те ищут компромиссы. Так, Никита Михалков не стал дожидаться конца кинопроката своего нового фильма "Солнечный удар", а отдал фильм на телевидение.

ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА "НИЩЕТЫ"

Детские фильмы считаются убыточными, производятся мало и в основном при государственной поддержке по остаточному принципу.

В 2010 году на государственное финансирование кинематографа было выделено 4,907 миллиарда рублей. Из них на "детское, дебютное, авторское, экспериментальное, документальное и анимационное кино" предназначалась лишь одна шестая этой суммы. Реально же на производство фильмов для детей было направлено около 100 миллионов рублей. Сколько фильмов можно снять на эти деньги?

Кинопродюсер Сергей Сельянов подсчитал, что средний бюджет российской картины составляет около 200 миллионов рублей.

А вот на фильм "Частное пионерское" в 2011 году было выделено 28 миллионов рублей. А на его продолжение в 2013 году потратили и того меньше – 25 миллионов рублей. Но и эта стартовая финансовая поддержка была получена с боем, после преодоления искусственных сложностей и преград, благодаря личному участию министра культуры РФ Владимира Мединского.

Детское кино – это кино государственного значения! Нужна не поддержка, нужна государственная программа по его развитию.

– Сегодня, когда "Частное пионерское – 2" школьники уже растаскивают на цитаты, – с гордостью восклицает кинопродюсер Владимир Есинов, – я могу с уверенностью сказать, что доверие мы оправдали. Получилось хорошее кино! И за наши фильмы нам не стыдно! Мы гордимся ими!

– Хорошее детское кино за четверть от так называемой среднестатистической суммы?! Простите, но хочется вспомнить Станиславского: "Не верю!"

– И правильно, что не верите, Сан Саныч! – смеётся, обнимая меня, один из сценаристов, креативный продюсер "Частного пионерского" Татьяна Мирошник. – Чтобы найти недостающую сумму, мы обратились за помощью к руководителям 83 регионов России. Им было предложено купить права на фильм.

– Дай угадаю! Ни один регион не пошел вам навстречу?!

– В точку! К Республике Крым, как ты догадываешься, у нас особые, нежные чувства. Патриотические! Крымчанам мы уже передали все права на бесплатные показы... Безвозмездно!

– Спасибо!

– А теперь лучше присядь... – прячет грустную усмешку Татьяна. – Как мы завершили работу над фильмом – хочешь узнать?

– Интересно!..

– Мы продали все прокатные права на один из лучших наших фильмов – военно-историческую драму "Рябиновый вальс", а на вырученные деньги доделали "Частное пионерское – 2".

– Как мило! Теперь, если я правильно понимаю, нужен ещё один кульбит: найти деньги на организацию российского проката "Частного пионерского – 2"? А иначе всё закончится прямо здесь, в Доме кино, на оглушительном премьерном показе...

ОРГАЗМ КРЕПЧАЛ...

Как говорят в Одессе, картина маслом: из года в год финансирование получают одни и те же компании, одни и те же режиссеры! Да и сама пресловутая система господдержки устроена так, что компании отчитываются за количество потраченных денег, а не за качество готового продукта. К чему это приводит, пытаюсь узнать у известного российского кинопродюсера Эльмиры Айнуловой.

– Снимается откровенная ерунда, и никто за это не несет ответственность! – уверена Эльмира. – Деньги уходят в неизвестном направлении... Сегодня наконец-то на это обратили внимание, а министр культуры Владимир Мединский ещё и уточнил, что министерство не будет финансировать те фильмы, в которых Россия представляется в негативном свете.

Но надо бы пойти дальше! Новой России нужна база новых талантливых кинокартин патриотической тематики и фильмов для детей и семейного просмотра. Пока эта "корзина" не будет наполнена, будем плеваться на просмотрах фильмов, в которых что герои, что содержание выхолощены до низменных инстинктов.

За примером далеко ходить не надо. Enjoy Movies – лидер кинопроизводства, получающий деньги от государства, закончил производство фильма, в котором главный персонаж должен узнать некий пароль для системы безопасности. Пароль – "слово", которое произносит бывшая подружка хакера, когда испытывает оргазм. Это всего лишь одно слово, но за последний год у злодея была сотня подружек, и с каждой был секс... Вот на такое кино уходят государственные деньги! Кстати, ролик фильма, представленный на 95-м кинорынке, позиционируется как "семейное кино". Представляете, что будет, если на такой фильм пойдут родители с детьми?!

Раньше, в советское время, существовала хорошая система художественных советов, которые отсматривали все выходящие фильмы. Сегодня никто не смотрит на результат потраченных государственных денег, поэтому выходят детские фильмы, сделанные в худших традициях детских утренников, но до этого никому нет дела.

В 2013 году компания "Кинопрограмма XXI век" доверила прокат фильма "Частное пионерское" компании "Наше кино". На продвижение фильма было выделено 2,5 миллиона рублей.

– Мы так и не смогли получить ответ от "Нашего кино", на что и как были потрачены эти деньги, – сетует продюсер Владимир Есинов. – "Наше кино" прокатывает в основном "не наше кино". Многие прокатчики даже не смотрят фильм, а увидев возрастную категорию, тут же "списывают" детское кино в отстой. Так случилось и с нашим фильмом.

Это лишь подтверждает то, что прокат детского кино в тупике. И без вмешательства государства здесь не обойтись. Иначе мы потеряем не только зрителей, мы потеряем страну!

 Согласно исследованию компании "Киноэкспертиза", в 2013 году чаще всего всей семьей люди ходили на фильм "Горько!". От этого действительно горько…

Подобная ужасающая ситуация не только с кинотеатральным прокатом, но и с телевизионным тоже. Летом позапрошлого года "Первый канал", ВГТРК и Министерство культуры РФ выбрали по пять недавно снятых лучших фильмов для детей, которые должны были быть показаны в эфире в 2014 году. В этот список попало и "Частное пионерское". Фильм на телеэкраны так и не вышел! То ли правая рука не знает, что делает левая, то ли двойные стандарты становятся практикой работы с кинопроизводителями?..

– Помнится, в День защиты детей "Первый канал" провел грандиозную благотворительную акцию в "Артеке" с приглашением единственного детского фильма "Частное пионерское", – вспоминает продюсер Владимир Есинов. – Там, в "Артеке", я рассказывал детям о фильме и бы уверен, что, наконец, его возьмут для показа по федеральному каналу. Но, увы, акция прошла, а фильм наш по-прежнему шагает по стране благодаря цыганской почте...

Фото Александра Беланова и Лилии Виноградовой

Просмотров: 839




Новости по теме

Наступивший год объявлен в нашей стране Годом кино. Что ж, событие для главного из искусств вполне...

Читайте также