Крымский след Сергея Филиппова

5 июня 2015 г. в 10:00

Автор: Николай Мартынович(все материалы автора)

В этом году (19 апреля) исполнилось двадцать пять лет, как не стало одного из ярчайших актеров золотого века русского кино – Сергея Николаевича ФИЛИППОВА. Мне повезло: я был знаком с этим прекрасным артистом и незаурядным человеком.

ЗАОЧНОЕ ЗНАКОМСТВО

Послевоенное детство для многих моих сверстников – из тех, кому далеко за семьдесят, – это футбол и просмотр в ближайшем кинотеатре "киношки". В основном любили мы фильмы "про
войну", "трофейные" – несколько серий о Тарзане, "Сети шпионажа", "Венский лес". "Мост Ватерлоо" и, конечно, наши, советские, так называемые детские. К примеру, "Конек-Горбунок", "Кощей Бессмертный", "Тимур и его команда", "Дети капитана Гранта", "Здравствуй, Москва". Помню, как я, мальчишка, на последнем фильме дохохотался до слез, до носового кровотечения от эпизода с баянистом Брыкиным в прекрасном исполнении Сергея Филиппова. Он по фильму со сцены должен исполнить музыкальный этюд "Кирпичики". Открывает футляр – а там... обычные кирпичи! Вот такой номер – сперли баян! После этого фильма Сергей Филиппов и стал для меня любимым артистом.

Шли годы... Да что годы – десятилетия, пока впервые в Ялте, в павильоне киностудии, я живьем увидел его. А было это так...

НЕЧАЯННАЯ ПОДДЕРЖКА

"Отснять кинокомедию проще простого – берутся сценарий, пленка, комик Филиппов... А в остальном все дело в технике", – шутили бывалые кинематографисты. А на самом деле... Однажды я видел артиста в работе над короткометражкой. Тот фильм, заказанный Госстрахом, назывался "Племянничек". Цель агитки – привлечь клиентов, желающих застраховать мебель, квартиру, автомобиль и даже собственную жизнь.

Сюжет до банальности прост: уезжая с женой на отдых в один из санаториев Южнобережья, хозяин квартиры придумал ловушки с хитрейшими приспособлениями – своеобразную защиту от воров. Однако ни море, ни пальмы, ни горы не в радость ему: а что если к нему нагрянет в Ленинград племянничек, а может, и вообще незваные гости? Приехав домой, страхует он квартиру – проблема решена, причем навсегда.

В большом павильоне Ялтинской киностудии снимают центральный эпизод. Хозяин, войдя в жилье свое, случайно сбивает "секретку". Защелкивается дверной замок, сыплются сверху тяжелые предметы, на голову льется вода... Пять дублей – все не то!

Через час-полтора завершается смена – а это впустую потраченный день. И подсказал режиссеру тогда опытный осветитель: "Налейте из бутылки портвейна в тот старенький чайник и пригласите актера "чайком" тем побаловаться". Ну, так и сделали, устроив перерыв. Попив "чайку", актер преобразился, отлично сыграл эпизод.

Потом я, работавший тогда внештатником в местной газете, отважился и спросил актера:

– Читаете ли вы, бывая в нашем городе, "Курортную газету"?

– Бывает, читаю, а что?

– А как насчет интервью?

– А что налито в чайнике, ты знал?

– Конечно, знал.

– Ну, тогда приходи к такому-то часу в гостиницу "Ореанда", скажи, что ко мне, и тебя приведут прямо в номер – вот там и побеседуем.

В ГОСТИНИЦЕ "ОРЕАНДА"

Открыла дверь в номер немолодая женщина – как оказалось, жена Сергея Николаевича (как я позже узнал, она была на целых тринадцать лет старше его).

– Вот, знакомьтесь, жена и по совместительству детский писатель Голубева. Может быть, в детстве читали ее книгу  "Мальчик из Коканда"? – познакомил нас Филиппов.

– Конечно, читал. Сердечная книга о спасенных узбеками детях блокадного Ленинграда!

Супруга просияла, подобрел и Сергей Николаевич: шутя, в разговоре назвал жену "барабулька". Как оказалось, он нередко с собой возил ее в экспедиции: и не скучно, да и уход соответствующий нужен – не выйдешь же на люди в неглаженой рубашке...

На разные темы говорили мы, но в основном о ролях в кино, о работе его в Ленинградском театре комедии, о быте, о каскадерах – да мало ли о чем можно поговорить за пару часов.

ОТ МОРЯ БАЛТИЙСКОГО К МОРЮ ЧёРНОМУ

...Блокадный Ленинград. Все хорошо знают и о том, как писала стихи о родном городе поэтесса Ольга Берггольц, и о том, как исполняли Седьмую симфонию Шостаковича промерзшие музыканты. А вот о том, что в те жестокие годы работал и Театр комедии, информации почти нет. Но играли спектакли голодные, ослабленные  и прославленные актеры!

– Идешь на репетицию утром в театр, видишь – лежат обессиленные люди, живые еще. А к вечеру там уже снегом запорошенные трупы, и убирать их некому... Голод – страшнейшая штука, – вспоминал с болью в голосе актер Филиппов. – Да и потом, в эвакуации, досыта хлеба не ели, хотя и немало я снимался – ну, например, в таких кинокартинах, как "Новые похождения Швейка" в роли немецкого ефрейтора, "Март-апрель" и "Кощей Бессмертный" в эпизодических ролях.

Смолоду снимался Филиппов и в Крыму.

– В возрасте 24 лет, в 1936 году, я снялся в роли партизана в фильме "Волочаевские дни"  в Крыму, на плато Ай-Петри, – вспоминал он.

ЛЮБИМЫЙ НАРОДОМ ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ

Как оказалось, с Ялтой связано у актера немало воспоминаний о съемках таких прекрасных лент, как "Двенадцатая ночь", "Неуловимые мстители", "Корона Российской империи"...

– Я, кстати, предпочитаю все делать сам, без дублеров, – делился актер воспоминаниями о съемках.

– Однажды такого страху натерпелся, изображая дрессировщика Казимира Алмазова в кинокомедии "Укротительница тигров", да и Евгению Леонову досталось на съемках, но ничего – выдержали. А вот на съемках картины "Холопка", где я играл Елпидифора, упал с лестницы высокой и с переломами ребер попал в травматологию.

– А я где-то читал, что и трепанацию черепа делали...

– Это неправда. То в юношеском возрасте мне вырезали опухоль. Вот, потрогайте сами...

Потрогал. С пол-ладони нет кости в затылочной области!

– Что, убедился?

– Доверился он вам, – шепнула мне жена Филиппова. – Он редко, очень редко кому разрешает такое. Да, и ни слова при нем о роли его в кинокомедии "Карнавальная ночь" – не любит он ее, роль эту – "три звездочки, пять звездочек"...

– Знаете ли вы о том, что вас любят миллионы? – спросил я Сергея Николаевича.

– Да. Я и работаю для людей. А вот чиновники меня не празднуют. И я их тоже! Поэтому и хожу в заслуженных. Чем-то не приглянулся я министру культуры Фурцевой...

ТЕНЕВАЯ СТОРОНА УСПЕХА

– Теперь о популярности, – продолжил разговор актер. – Да, это есть, даже по гостинице спокойно не пройдешь: все рвутся ко мне люди – фото, понятно, друзьям показать: вот это я, а это Филиппов. Ну а вот автограф зачем? Где-то во Франции или в Америке автограф популярного киноартиста за приличную сумму продать собирателю можно, а у нас-то, в Союзе, зачем? По улицам пройти тоже проблема: народ набегает... С Антониной Георгиевной по парку вашему гуляем только ночью... Вот так и живем. Мы узники популярности.

Зашел разговор о работе Филиппова в кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию", а именно о том, как шведский посол "вытанцовывал" свою роль при аудитории с царем всея Руси Иваном Грозным.

– Да там, в той картине, неплохо станцевал и Савелий Крамаров, – добавил я. И вдруг взорвался Сергей Николаевич:

– Тоже сравнил меня с ним! Я ко всему прочему балетную школу окончил, а он-то что?

И стал по гостиничному номеру ходить, ворча что-то под нос. Да, непростой характер у актера...

Смеркалось. Расстались мы по-доброму – Филиппов мне даже свой адрес дал: мол, будешь в Ленинграде, заходи, не стесняйся. Вот он, верх доверия!

МИР ТВОЙ, МИР МОЙ, МИР НИЧЕЙ

В самый последний раз я повстречался с Сергеем Николаевичем в ялтинском санатории "Киев". В отдельной палате (знак уважения медперсонала к особому пациенту) встретил он меня доброжелательно. Поговорили об особенности лечения простудных заболеваний (по основной специальности я медик).

Увы, постарел, осунулся наш Сергей Николаевич – причина более чем веская: умерла супруга его, а близких родственников нет. Поговаривали, что и киноролей почти нет, а пенсия невелика, вот и приходится выступать перед публикой в различных городах страны:

– Я только выхожу – уже аплодисменты. Несколько баек, анекдотов, прокрутка на экране отдельных эпизодов – и публика довольна, и мне небольшая поддержка.

А спустя пару лет из газет я узнал печальную весть: неухоженным, голодным умер Сергей Николаевич там, в своей ленинградской квартире... Да и хватились его соседи только спустя несколько дней.

Из досье "НК"

Сергей Николаевич Филиппов родился 24 июня 1912 г. в Саратове в простой рабочей семье. Начинал он как балетный танцор, но прославился как актер с ярким комическим амплуа, сыгравший не менее сотни острохарактерных ролей. Умер в Ленинграде, в нужде и забвении.

Просмотров: 385




Новости по теме

Читайте также