В Крыму выступил Ансамбль имени Моисеева

3 июля 2015 г. в 08:00

Автор: Марина Гусарова(все материалы автора)

Кто сказал, что понедельник – день тяжелый? Понедельник – день прекрасный, если вечером тебя ждет выступление Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Четыре "крымских" концерта уникального коллектива стали возможны благодаря поддержке Министерства культуры Республики Крым. Эта беспрецедентная акция была посвящена сразу двум знаменательным датам – 70-летию Великой Победы и годовщине воссоединения Республики Крым с Российской Федерацией. Зрителями стали ветераны, дети-сироты, многодетные семьи, моряки Черноморского флота, крымские хореографы. А до начала концертов представители ансамбля имени Моисеева встретились с журналистами.

Тысяча девятьсот тридцать седьмой год мы уже привычно связываем с началом масштабных сталинских репрессий. Однако одно радостное событие в это мрачное время точно произошло – на свет стараниями Игоря Моисеева появился ансамбль народного танца, которому в мире до сих пор нет аналогов. За эти годы уникальная труппа покорила сцены всех стран мира – несмотря на международную напряженность и даже годы холодной войны, ее, ставшую визитной карточкой СССР, всегда приветствовали бурными аплодисментами.

– Последний раз наш ансамбль был в Крыму на гастролях сорок лет назад, – заметила художественный руководитель ансамбля, народная артистка России Елена Щербакова (на фото). – И, конечно, все мы счастливы снова увидеть Крым и крымских зрителей!

В коллективе, которому его основатель Игорь Моисеев посвятил всю свою долгую и плодотворную жизнь, до сих пор свято чтят наследие учителя: половина из трехсот его постановок и сегодня живет на сцене. Костюмы шьются по разработанным Моисеевым эскизам, а уникальная, первая в мире профессиональная школа народного танца, созданная при ансамбле еще в 1943 году, исправно пополняет его молодыми кадрами.

– Сегодня на сцене  уже седьмое поколение "моисеевцев", – с гордостью признается худрук ансамбля. – Ведь через два года нам исполнится восемьдесят лет! За эти годы мы стали одной большой семьей, да и обычные семьи у нас рождаются регулярно. Есть даже династии!

Ансамбль имени Моисеева не просто танцевальный коллектив, исполняющий народные композиции. Игоря Моисеева не зря называли "Станиславским в балете". Быть просто профессиональным танцором тут мало – нужно развивать драматические способности, чтобы зрители в самых разных концах планеты без слов поняли то, что хотят сказать ему постановщик и артисты.

– Язык танца тем и уникален, что понятен всем и везде, – продолжает разговор педагог-репетитор Сергей Аникин. – Однако создать такие композиции – огромное искусство. Попробуйте передать весь сюжет "Кармен" в семиминутном танце или всего за три минуты показать полноценный футбольный матч с игроками, болельщиками, санитарами, милицией и хулиганами. А Моисеев мог!

Специалисты отмечают: особенность постановок Игоря Моисеева не в точном копировании рисунка танца, а в передачи через танец души, сути того или иного народа. К примеру, аргентинское танго обретает особое звучание в композиции "Вечер в таверне". А вот увиденный на гастролях в Штатах рок-н-ролл Моисееву пришлось в далекие шестидесятые облечь в антибуржуазную пародию – иначе не пропустили бы на сцену.

Восемьдесят артистов балета, тридцать два оркестранта (у ансамбля есть собственный мини-симфонический оркестр) и минимум управленцев – коллектив в полторы сотни доказал и на каждых гастролях продолжает убедительно доказывать: явленное зрителю чудо строится на вещах реальных – обязательной часовой работе у станка, репетициях до изнеможения и, конечно, любви к своему делу. Без этого ничего не получится.

Любовь в искусстве – штука очень заразная. Со сцены она, подобно коварной инфекции, воздушно-капельным путем переходит на зрителя, мгновенно заражает его интересом к происходящему и вызывает обильные эмоции, бурные аплодисменты, а в самых тяжелых случаях – неистовые крики "Браво!". Именно такую "болезнь" подхватили и все присутствующие в зале Государственного академического музыкального театра Республики Крым. Как в калейдоскопе сменяют друг друга русский, калмыцкий, аджарский, молдавский, греческий, корейский, мексиканский, болгарский танцы, приправленная тонким юмором городская кадриль, неистовая чечетка аргентинских гаучо, драматичные "Партизаны" и зажигательное "Яблочко", а аплодисменты становятся все громче, переходя в овации. "Спа-си-бо!" – взрывается публика, приветствуя артистов в финале концерта. И каждый понимает: в этот вечер ему посчастливилось приобщиться к клану избранных, почувствовать на себе волшебную силу подлинного искусства. Председатель Комитета Государственного Совета Республики Крым по культуре и охране культурного наследия Светлана Савченко подчеркнула:

– Эта экспозиция красноречиво свидетельствует о том, что Россия была и остается государством, на территории которого не погибла культура ни одного народа. Все, что наша великая страна брала под свое крыло, сберегалось, сохранялось и становилось достоянием широкой общественности. Хотелось, чтобы экспозицию "Азиатская Россия" посетило как можно больше людей.

Ярким акцентом церемонии открытия стал обмен флагами и сувенирами. Прозвучали приветствия и от Крымского землячества сибиряков. А мы попросили Петра Вибе подробнее рассказать о представленных экспонатах.

– В таком объеме нашу этнографическую коллекцию мы не вывозили никогда, – признался Петр Петрович. – Большая часть экспонатов датируется концом XIX – первой четвертью ХХ века и поступила в музей благодаря экспедиционной деятельности членов Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, но есть и немало предметов, привезенных из современных экспедиций.

– Какие из представленных здесь предметов наиболее ценны и интересны?

– Это, безусловно, предметы быта русских старообрядцев Алтая, одна из крупнейших в России коллекций немецкой этнографии, оружие и украшения народов Кавказа, Западной Сибири. И, конечно, предметы шаманского культа – костюм шамана и вещи, которые им использовались при камлании. Для Крыма это экзотика.

– Говоря о шаманизме, обычно упоминают о мистической составляющей…

 – Вот посмотрите на этот бубен: он как модель мира. Вверху – добрые духи, в середине – люди, природа, а внизу – темное царство злых духов. Шаман как раз и осуществлял связь между людьми и духами, призывал добрых духов и отгонял злых. Когда я двадцать три года назад пришел работать в наш музей, сотрудники поговаривали о том, что ночью по залам кто-то бродит. Но, думаю, наши духи добрые, мы с ними дружим, а они охраняют наш музей (смеется). А теперь будут охранять и Крымский этнографический!

 – Расскажите о подготовке выставки.

 – В эти дни мы плотно работали с сотрудниками Крымского этнографического музея и по достоинству оценили их профессионализм. Сама выставка монтировалась три дня. Но этому предшествовала тщательная подготовка. Мы побывали в Симферополе еще в марте, изучили зал, оборудование, предварительно распланировали экспозицию, и это значительно облегчило нам задачу. А привезти экспонаты и наших сотрудников в Крым нам помогла российская авиакомпания Red Wings, которая выступила генеральным перевозчиком проекта.

 – Планируете ли вы продолжить сотрудничество с музеями Крыма?

 – Непременно! Осенью ждем в Омске выставку Крымского этнографического музея, а также ведем переговоры с коллегами из Центрального музея Тавриды – у нас большой общий интерес к теме Гражданской
войны, столетие начала которой будет отмечаться в 2018 году. Омск был сибирской столицей адмирала Колчака, а многие страницы истории Крыма связаны с бароном Врангелем. И у нас, и у крымчан есть интересные экспонаты этого периода, поэтому мы уже думаем о создании совместного проекта, который можно было бы представить в Крыму и в Сибири или наоборот.

 А мы напоминаем, что выставка "Азиатская Россия" продлится до 25 сентября нынешнего года. Но это не повод откладывать знакомство с ней до осени. Приходите, будет очень интересно!

фото автора и с сайта ансамбля 

Просмотров: 368




Новости по теме

Читайте также