Звуки памяти

24 июля 2015 г. в 10:00

Автор: Марина Гусарова(все материалы автора)

В Белом зале Ливадийского дворца представили проект "Музыка Великой Династии"

Ливадия. Белый каминный зал. Портреты последнего императора и его верной спутницы Александры Федоровны. И неожиданно – дирижерский и оркестровые пюпитры, застывшие в ожидании хозяев виолончель и контрабас. Нет, это не картинка из прошлого. Это преддверие музыкального воспоминания о нем.

Программа "Музыка великой династии" родилась в Екатеринбурге, а точнее – в Уральском музыкальном колледже еще в канун 400-летия Дома Романовых.

– Этот концерт, бесспорно, является проявлением исторической справедливости, – считает ведущая программы директор Уральского музыкального колледжа Эльвира Архангельская. – Для того чтобы извлечь эти произведения на свет Божий, работала очень большая бригада, находили уникальные ноты и в Лондоне, и в Мадриде, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. У нас есть несколько версий этой программы: в 2012 году мы ее давали в исполнении симфонического оркестра к 400-летию Дома Романовых. Оркестровал и ту, и нынешнюю версию наш выпускник Леонид Бутинский, ныне художественный руководитель московского оркестра "Глобалис". Ведь эти произведения писались для домашнего музицирования, и августейшие авторы и не предполагали, что они прозвучат в оркестровом исполнении. Хотя свою увертюру "Мария", которая сегодня не будет исполняться, Александр II писал для симфонического оркестра.

Другой наш собеседник, художественный руководитель и дирижер программы Вольф Усминский (на фото), в свои неполных восемьдесят пять уже более шестидесяти лет руководит камерным оркестром Уральского музыкального колледжа, воспитав не одно поколение юных исполнителей. Впрочем, это и его alma mater – именно здесь, в ту бытность еще в специальной музыкальной школе-десятилетке, Вольф Львович постигал первые секреты профессии.

– В связи с тем, что симфонический оркестр сюда не смог приехать, произведения были переоркестрованы для камерного состава, – поясняет Усминский. – Несмотря на то, что они, конечно, любительские, поражает невероятная музыкальная образованность их авторов – написаны эти пьесы по всем законам жанра, гармонии, музыкальной формы.

– Долго ли продолжалась работа над программой?

– Официально мы начали репетировать 29 июня – каждый день по три часа. Несмотря на то, что нашим оркестрантам по 16–17 лет, они уже состоявшиеся музыканты, технически этот материал для них несложный, но к работе над ним они отнеслись с большим интересом. И не один не задал вопрос: почему я должен заниматься во время каникул? Наоборот, взялись за дело с энтузиазмом и творческой дисциплиной. Добавляют ответственности и эти стены – вот наши мальчики сейчас переодеваются в кабинете Рузвельта! Вчера у нас была экскурсия – впечатлений хватит на всю жизнь. В общем, поработали хорошо!

Разговор продолжает директор отдела музыкально-информационных технологий и творческих проектов, руководитель проекта "Музыка великой династии" Алексей Бояршинов.

– Хочется расширить наши горизонты, чтобы этот уникальный в своем роде концерт увидели не только в России, но и во всем мире, – признается он. – К тому же мы старались обогатить этот проект удобством подачи материала – в частности, для Севастополя подготовили уникальный проект "Метаморфозы". Музыка этой программы не иллюстрируется впрямую – скорее, визуальный ряд и музыкальная составляющая помогают друг другу. Кстати, те музыкальные фрагменты, которые вы услышите сегодня, уникальны еще и тем, что каждый инструмент является полноправным участником диалога внутри музыкальной ткани.

В том, что уникальный проект увидели в Крыму, немалая заслуга и зампредседателя Законодательного Собрания Свердловской области, сопредседателя попечительского совета Уральского музыкального колледжа Елены Чечуновой.

– Прежде всего я обратилась к своему коллеге – руководителю фракции "Единая Россия" в Госсовете Крыма, – вспоминает Елена Валерьевна. – Он сразу же сказал, что крымская сторона сделает все возможное для реализации этого проекта. Поэтому я хочу, пользуясь случаем, поблагодарить крымских коллег, друзей и партнеров за их вклад в реализацию этого проекта. Екатеринбург и Ливадию связывают невидимые нити жизни и смерти царской семьи, и произведения, сочиненные членами императорской фамилии, звучат здесь особенно значимо. Хочу отметить и юных исполнителей – это настоящие звездочки, будущее России. Конечно, мы очень волнуемся и надеемся на поддержку зала!

Елена Чечунова уверена: проект "Музыка великой династии" лишь начало плодотворного культурного сотрудничества между Республикой Крым и Свердловской областью. Тем более что договор об этом уже подписан на самом высоком уровне.

Но вернемся к концерту. Прозвучавшие в программе произведения императора Александра II, великого князя Константина Константиновича (писавшего и замечательные стихотворения под псевдонимом К.Р.) и великой княгини Александры Иосифовны погрузили собравшихся в атмосферу той России, которую, как нам казалось, мы уже безвозвратно потеряли. России, где меценатство и поддержка науки и искусства для сильных мира сего были не исключением, а правилом. Ведь именно Романовым Российская империя обязана появлением Русского музыкального общества, филиалы которого, открытые по всей стране, трансформировались со временем в музыкальные учебные заведения и филармонии. А Белый зал Ливадийского дворца на час с небольшим вновь стал музыкальным салоном, наполнив сердца слушателей звуками памяти об августейшей династии.

фото: Алексей Васильев

Просмотров: 297




Новости по теме

Читайте также