Нужна ли России Ялтинская киностудия

28 августа 2015 г. в 10:30

Автор: Алексей Васильев(все материалы автора)

Сегодня, в День Российского кино, хороший повод поговорить о перспективах развития отечественного кинематографа, в частности, на территории "Российского Голливуда" – в Крыму. На вопросы обозревателя "Нового Крыма" отвечают заслуженный деятель искусств Российской Федерации, генеральный директор Ялтинской киностудии (с 1999 по 2005 гг.) Валерий ПЕНДРАКОВСКИЙ (Москва) и ректор Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова Владимир МАЛЫШЕВ (Москва).

От рассвета до заката

– Основанная в 1917 году как российская кинофабрика "Ханжонков и Ко", Ялтинская киностудия пережила революцию и войны и только в лихие девяностые и во времена украинской оккупации Крыма начала пробуксовывать. Что же произошло?

– Крым всегда был съёмочной площадкой для других киностудий Советского Союза, – рассказывает Валерий Пендраковский. – Своя же, Ялтинская студия после всех злоключений в качестве самостоятельной единицы за годы советской власти обрела, наконец, в конце шестидесятых годов гармоничный статус филиала Центральной киностудии имени М. Горького. В переводе это значило, что все стратегические вопросы решались в Москве, на Центральной студии (подготовка сценария, составы съёмочных групп, выбор актёров, худсовет, редактура, приёмка готового фильма и т.д.), а Ялтинскому филиалу для своих 4–5 картин в год оставался съёмочный период фильмов и набор среднего звена из числа около ста кинематографистов в штате Ялтинской студии.

 В конце 80-х годов эта модель была сломана. Просуществовав несколько лет в качестве самостоятельной, Ялтинская киностудия в подчинении крымским властям к концу 90-х годов "благополучно" обанкротилась и стала терять имущество. В этот момент коллектив студии на своём собрании единодушно высказался за "уход в Россию". Это и явилось спасением студии, толчком к приходу новой команды и последующему подъему студии до 2006 года. В то время ежегодный доход студии превышал 1,5 млн долларов, на студии работало до 250 человек в разгар летне-
осеннего сезона. Мы исправно платили налоги. Работали "в белую", что для Украины было вообще удивительно…

В мутной воде

– И все же развитие студии прекратилось в 2005–2006 годах, и команде опытных кинематографистов во главе с генеральным директором пришлось уйти. Но вот Крым стал российским. Что дальше?

– Когда Крым присоединился к РФ, меня вызвал начальник Департамента кинематографии Минкульта РФ Вячеслав Тельнов, попросил написать докладную о перспективах развития Ялтинской киностудии и сообщил, что это приоритетный вопрос, будет создана межведомственная комиссия, где решится судьба студии, а меня сделают членом этой комиссии… Докладная легла на стол министру Владимиру Мединскому. Комиссия не была создана. Интервью со мной по всем ведущим каналам ТВ о судьбе студии не были переданы в эфир. А я говорил в них о том, что Ялтинская студия с 2000 года – российская! И её судьба была в руках Министерства культуры РФ. Поэтому о причинах её краха надо бы спросить не только у собственников киностудии, но и у Министерства культуры РФ.

Как только Крым вернулся в Россию, засуетились ветераны Ялтинской киностудии советских времён. Они так "замутили воду", так захотели покомандовать и "попиариться", что ввели в заблуждение самого Никиту Михалкова. В итоге появился гениальный документ – бизнес-план возрождения киностудии, написанный с их подачи социологом Олегом Ивановым, заместителем Михалкова. По этому плану на возрождение киностудии в Крыму правительству необходимо было выделить около… миллиарда рублей! Дискредитация проблемы оказалась полной! На эти деньги, наверное, было бы лучше несколько больниц построить. Естественно, никто такие деньги и выделять-то не собирается…

А деньги необходимы...

 – Так, может быть, Ялтинская киностудия не нужна России и следует прекратить все попытки её возрождения?

 – Ялтинская киностудия России нужна, – уверен наш другой собеседник Владимир Малышев. – В Крым и сейчас, вот в данный момент, приезжает около двадцати кинематографических групп. Ведь у вас благодатная кинематографическая земля! Но, на мой взгляд, надо вернуть Ялтинскую киностудию в федеральную собственность. Потому что ни одна мощная компания не будет тратиться на новое оборудование, а оно всё же необходимо. А вот если государство сможет помочь новой техникой, мы, со своей стороны, во ВГИКе поможем выучить необходимых для работы специалистов.

– Русский Голливуд создать на базе Ялтинской киностудии вполне возможно, – размышляет Владимир Сергеевич, – но нужно, чтобы появились хорошие менеджеры, а не те, кто думает, как бы земельку оттяпать, все распродать, а оставшееся сдать в аренду и отжимать какие-то деньги.

– Но кто и как просчитает реальный бизнес-план становления и развития Ялтинской киностудии?

– Пожалуй, это и есть камень преткновения, – считает Пендраковский. – Может быть, из-за отсутствия внятной концепции директор "Мосфильма" Карен Шахназаров публично отрекается от поддержки непросчитанного должным образом проекта возрождения киностудии в Ялте... Сегодня "Мосфильм", как последний бастион, держит осаду в Москве под праздничные фейерверки начальства от культуры. Да и он вскоре будет вынужден отдать свои шесть гектаров земли "бизнес-структурам", чтобы уцелеть.

Полгода назад мы с несколькими моими коллегами встречались в Крыму. Думали о том, надо ли объединять рынок киноуслуг в республике, сделать его хотя бы цивилизованным… Но пришли к выводу, что, пока нет нужного уровня кинопроизводства в стране, невозможно заставить разбежавшихся после 2006 года работников Ялтинской студии делегировать хотя бы часть своей независимости единому центру...

Даёшь киношколу в Крыму!

 – В последние годы всё чаще поднимается вопрос об открытии филиала ВГИКа в Крыму. Ваше мнение по этому поводу?

 – После крымского референдума пришло письмо в правительство и во ВГИК с просьбой создать в Крыму  его филиал, – рассказывает Владимир Малышев. – Нас тогда спросили, что для этого нужно сделать? Мы ответили, что готовы, но нельзя работать на пустом месте: должно быть хоть какое-то подходящее здание, маленький кинотелепавильон, нужно оборудование. А всё остальное мы обеспечим – организуем в республике высшие курсы кино и телевидения, займёмся подготовкой среднего звена кинематографистов. Тогда были все согласны! Потом эта тема как-то затихла... К слову, совсем недавно, на прошлой неделе, она была поднята вновь. Дело в том, что наш доцент кафедры актерского мастерства Григорий Лифанов назначен главным режиссером Севастопольского русского академического драматического театра им. А.В. Луначарского. Пользуясь случаем, я поздравляю севастопольцев: это очень хороший режиссер. Так вот, Григорий Алексеевич признался, что хотел бы набрать актеров и проучить по вгиковской программе и пополнить труппу свежими силами. Я пожелал коллеге удачи, но предупредил: инициатива будет упираться в бюрократические и финансовые вопросы.

Об идее открытия в Крыму филиала ВГИКа для среднего звена знает и Валерий Пендраковский:

– Идея хорошая. Денег на неё у ВГИКа нет. В этом году художники ВГИКа впервые за много-много лет поехали на практику не в Крым, а в... Мурманск. Это о чём-то говорит? Все остальные наспех организованные курсы, школы, факультеты отчего-то похожи на самодеятельность. А самодеятельность в профессиональных вопросах я не люблю.

Что делать сегодня

По словам Валерия Пендраковского, вопрос о возрождении Ялтинской киностудии настолько запутали, что "уже мало кто чего понимает, но суждение имеет":

– Тут и Говорухин, тут и Кара… Где они все были, когда в 2005 году я криком кричал: "Правительство России, Ялтинская киностудия ваша, загрузите её производством!"? Если поднять бумаги Ялтинского городского совета, то станет ясно, что на деньги в четыре миллиона долларов, полученные от выкупа собственниками киностудии земли, была... одета в гранит ялтинская набережная в 2005 году! Что делать сегодня? Необходимо встретиться с владельцами киностудии и договориться обо всём по-хорошему: снимаем кино с помощью смешанного капитала или договариваемся о цивилизованной национализации, если государство "потянет" содержание и развитие киностудии, в чём я глубоко сомневаюсь. А директором государственной студии надо назначить профессионала, а не удобного чиновника из смежной области.

Когда верстался номер

Пришло сообщение ТАСС о том, что Ялтинскую киностудию передали Министерству культуры Крыма. Решение об этом принято в минувший вторник на заседании Совета министров республики. "Закрепить за Министерством культуры Республики Крым на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Крым, город Ялта, улица Мухина, 3", – говорится в документе.

Глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что восстанавливать киностудию будет частный российский инвестор. Аксенов подчеркнул, что в будущем бюджетных затрат на киностудию не планируется.

Просмотров: 1751




Новости по теме

Читайте также