Был вокзал – стал концертный зал!

18 сентября 2015 г. в 12:00

Автор: Марина Гусарова(все материалы автора)

Инициатива Алексея Васильева реализована

Такого наплыва людей зал ожидания Симферопольского вокзала не видел, наверное, даже в самые жаркие времена своей работы. Тем более что в жизнь железнодорожных "ворот" Крыма напряженные отношения с Украиной внесли свои коррективы: ритмичный бег поездов сменила суета пригородных электричек.

О том, как оживить застоявшуюся вокзальную жизнь, задумался мой давний друг и коллега Алексей Васильев.

– В марте я отправился на Симферопольский железнодорожный вокзал, чтобы сделать несколько фотографий для статьи, над которой работал, – вспоминает Алексей. – Меня, к слову, по первому образованию – железнодорожника, поразил вид пустого вокзала. Тогда я вспомнил, что читал о концертах классической музыки, проводимых на бывших вокзалах крупнейших городов Европы. Подумал, что подобные акции в Крыму могли бы преследовать две цели: главную – приобщение людей к великой музыке, и второстепенную – показать нашим вредоносным соседям за Перекопом, что санкциями и блокадой нас не согнешь. Идею проводить музыкальные вечера на вокзалах Крыма, начав с Симферополя, я обсудил в "Фейсбуке". Нашел много единомышленников. Коллеги из "Нового Крыма" меня также поддержали: 16 апреля на страницах газеты появилась моя статья "Наполним музыкой вокзалы Крыма". Чиновники на публикацию не отреагировали. Поэтому, чтобы довести дело до конца, я почти полгода писал и звонил во всевозможные инстанции. Получал ответы устные и письменные, с явным нежеланием что-либо предпринимать: "Это же надо охрану с металлоискателями устанавливать!", "Это надо всё заблаговременно планировать!", "Это не в нашей компетенции", "Нужно получить особое согласование", "А если зрители не придут?". В конце концов, написал в интернет-приёмную Сергея Аксёнова – только после этого "бумаги пришли в движение": письмо оказалось в Министерстве культуры... Там идею приняли на ура и... тут же выдали за свою. А ведь по сути это была журналистская, народная инициатива, рождённая уж никак не в недрах "компетентных" министерских кабинетов... Впрочем, для меня главное, что праздник музыки состоялся! И еще, надеюсь, состоится не раз. Поблагодарить же хочу лично Владимира Николенко, его хор "Таврический благовест" и коллектив Крымской филармонии, которые первыми откликнулись на призыв жителей республики "наполнить музыкой вокзалы Крыма".

 И вот свершилось: на минувшей неделе благотворительный фестиваль "Мастера искусств Крыма – детям Донбасса" торжественно открылся в вокзальном зале ожидания.

 – Этот беспрецедентный проект был разработан под патронатом главы Крыма Сергея Аксенова и при поддержке Министерства культуры республики и руководства Симферопольского железнодорожного вокзала, – рассказал обозревателю "Нового Крыма" художественный руководитель камерного хора "Таврический благовест", председатель Крымского регионального отделения Всероссийского хорового общества Владимир Николенко. – На площадках пяти городов полуострова – Симферополя, Севастополя, Евпатории, Ялты и Керчи – камерный хор "Таврический благовест", Академический симфонический оркестр и солисты исполнят "Мессу Соль мажор" Франца Шуберта и "Реквием" современного британского композитора Джона Раттера. Надеюсь, этот фестиваль станет добрым почином осуществления новых задумок, в которых примут участие крымские творческие коллективы, театры. Думаю, в следующем году мы таким же образом соберем деньги для детей, страдающих онкологическими заболеваниями.

– Все средства, собранные в ходе фестиваля, будут использованы адресно: на оплату дорогостоящих операций детям, пострадавшим в ходе бомбардировок Донецкой и Луганской народных республик, – подчеркнула министр культуры Крыма Арина Новосельская. – Более того, эта идея настолько вдохновила работников культуры Крыма, что они решили перечислить в фонд фестиваля свою однодневную зарплату.

– Сегодня на территории Крыма находится до двухсот тысяч беженцев из Донбасса, – продолжил тему депутат Госсовета Крыма Анатолий Жилин. – Им предоставляется медицинское обслуживание, дети пошли в школу. Эта акция еще один повод вспомнить, что рядом с нами идут боевые действия. Думаю, когда говорят пушки, музы не должны молчать. Напротив – говорить еще сильнее.

Перед концертом зрители смогли осмотреть обновленный после косметического ремонта зал. Однако главное достоинство творения известного архитектора Алексея Душкина – великолепную акустику – оценили уже в процессе концерта. И какого!

"Месса Соль мажор" Франца Шуберта, написанная всего за пять дней, соединила в себе каноничность духовных песнопений и душевный порыв рано ушедшего из этого мира композитора-романтика. Хор, оркестр, солисты Ольга Градовская, Сейтабла Меметов, Алексей Зинченко под управлением дирижера Александра Долинского (кстати, уроженца Донецка) исполнили это произведение ярко, органично и очень светло.

А потом "Таврический благовест" и его художественный руководитель Владимир Николенко сделали просто царский подарок ценителям пения a capella. На балконе зала ожидания, превратившегося в своеобразные хоры, прозвучало "Благослови, душе моя, Господа" Ромуальда Твардовского.

И, наконец, "Реквием" британского композитора Джона Раттера – не почившего классика, а здравствующего хормейстера Кембриджского университета, сделавшего студенческий хор своеобразной творческой лабораторией. Такие произведения слушатель зачастую встречает с опаской – примет ли душа современную мелодику, ритм, гармонию? Тем более что реквием – жанр, в котором "отметились" такие титаны, как Моцарт, Брамс, Верди.

Это произведение, как и многие присутствующие на концерте, я услышала впервые. Сказать, что оно произвело неизгладимое впечатление – значит, ничего не сказать. Думаю, "Реквием" Раттера со временем пополнит копилку классики заупокойных месс. Впрочем, назвать это светлое, прозрачное по звучанию и просто космическое по сути творение заупокойным не смог бы, наверное, самый язвительный критик. На этот раз к оркестру и хору присоединился солист юный, но уже известный крымчанам – воспитанник симферопольской музыкальной школы имени Сергея Рахманинова, обладатель хрустального дисканта Иван Вороной. Беспрецедентный случай: в середине произведения (что немыслимо в принципе) певца ждали бурные овации!

Кстати, эстафету уже готовы подхватить и художники. На выставке, посвященной 75-летию Союза художников Крыма, известный мастер пастели Татьяна Шевченко озвучила идею проведения в здании Симферопольского вокзала еще и вернисажей. Министр культуры начинание пообещала поддержать.

фото Алексея Васильева

Просмотров: 326





Новости по теме

Читайте также