Любить по-русски

9 октября 2015 г. в 11:20

Автор: Марина Гусарова(все материалы автора)

Уже по традиции новый сезон в Крымском академическом русском драматическом театре имени Горького открывают отечественной классикой. На основной сцене – восстановленное "Горе от ума", на новой – премьера спектакля по пьесе Александра Островского "Поздняя любовь".

К Островскому здесь отношение особое. Это уже седьмая пьеса великого драматурга в репертуаре театра. В планах на будущий год – еще одно творение знатока русской души. Как призналась в одном из интервью завлит Горьковского Людмила Касьяненко, "Островского много не бывает!". И с этим трудно не согласиться.

"Поздняя любовь" по праву считается одним из лучших творений Александра Николаевича. Написанная в 1873 году и впервые поставленная в Малом театре, она до сих пор востребована и любима и режиссерами, и актерами, и зрителями. Секрет успеха прост: эта пьеса о любви. О чувстве, которое одно только и способно спасти наш прагматичный мир. Об очищении, прозрении, пересмотре системы ценностей, умении разглядеть то, что действительно важно.

Действие, внешне суженное рамками скромного дома Фелицаты Антоновны Шабловой (Валерия Милиенко), внутренне весьма объемно, охватывая сразу несколько сюжетных линий. Первая – юридическая – квартирующему у Шабловой неудачливому адвокату Герасиму Порфирьевичу Маргаритову (Валерий Юрченко) нежданно-негаданно улыбнулась удача: от купца Дороднова (Владимир Меньшиков) он получает весьма деликатное предложение, и в случае успеха дела заказчик сулит ему крупный куш. Вторая – сама Шаблова и ее дети – любитель красивой жизни и азартных игр Николай (Дмитрий Кундрюцкий) и младшенький, наивный начинающий писарь Дормедонт (Алекс Клепс). Третья – треугольник финансовый – опять Шаблова, Николай и объект вожделения местных ловеласов Варвара Харитоновна Лебедкина (Нина Станиславская). И, наконец, четвертая – треугольник любовный: дочь Маргаритова Людмила (Ирина Бирюкова), беззаветно любящая Николая, и юный Дормедонт, сохнущий по скромной квартирантке.

В этих хитросплетениях разглядеть главное достаточно просто. Даже любимая тема Островского – люди и деньги – здесь второстепенна. Однако именно презренный металл станет для героев проверкой чувств. Выдержат ли они это испытание? Приходите – и сами увидите. Подробнее же хочется остановиться не на сюжете (надеюсь, известном всем ценителям русской драматургии), а на его сценическом воплощении. Как же сработала актерская команда во главе с режиссером-постановщиком Юрием Хаджиновым?

Несомненный "плюс" – богатый опыт труппы Горьковского по части работы над пьесами Островского. Признанные мастера Валерия Милиенко и Валерий Юрченко на этом, что называется, "собаку съели". Острохарактерной и яркой представила свою героиню и Нина Станиславская. Впрочем, такой образ для актрисы просто подарок, здесь есть, что играть. А вот для исполнителя роли Дормедонта Алекса Клепса этот спектакль – дебют на большой сцене. Однако выпускник школы-студии, только недавно зачисленный в основной состав труппы, преподавателей, режиссера и коллег не подвел: играл легко, органично, буквально на одном дыхании.

Конечно, сложнее всего пришлось главным героям, чувства которых на сцене трансформируются порой самым непредсказуемым образом. В некоторых моментах зал просто замирал в тревожном ожидании: что же предпочтет Николай – роман-однодневку с пустой и расчетливой барынькой или глубокое чувство? Дмитрий Кундрюцкий на протяжении двух действий показывает нам перерождение своего героя, преображенного великой силой любви.

Но самое тяжелое задание все же выпало на долю Ирины Бирюковой. Ведь внешняя жизнь Людмилы Маргаритовой, не имеющей ни яркой красоты, ни большого богатства, ни знатного происхождения, скромна до аскетизма и
безыскусна. А вот внутренняя… У дочери обедневшего юриста поистине золотое сердце, кладезь нежности, верности, самоотречения. И, конечно, любви. Не преступной и наполненной страстями, а тихой, но несокрушимой в желании жертвовать всем для дорогого человека.

Именно о таком чувстве в Евангелии говорится: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит". Именно такую любовь мы видим у Толстого, Достоевского, Тургенева. И у Островского. Любить по-русски – значит, отдавать всего себя, без остатка. Сложно ли воплотить на сцене подобные чувства, не сфальшивив, не ударившись в пошлость и театральщину? Бесспорно. Удалось ли это исполнительнице? На мой взгляд, не всегда. Впрочем, окончательный вердикт выносить зрителю. Поэтому спешите в театр на новую встречу с классикой!

фото Виталия Парубова

Просмотров: 243



Новости по теме

Читайте также