Герман Садулаев: "Русская литература невозможна без Крыма"

5 декабря 2014 г. в 13:47

Автор: Марина Гусарова(все материалы автора)

Тему русского мира в Крыму активно обсуждали всегда. И сегодня, когда полуостров возвратился в родную гавань, она не потеряла актуальности. В медиаклубе "Формат А3" ее обсуждали с известными политиками, экономистами, журналистами, деятелями культуры. Центральной стала тема русского мира и на очередной встрече "Формата" с известным российским писателем и публицистом Германом Садулаевым.

 

"Литература – это своего рода магия"

"Пространство русского мира и роль писателя в нём" – именно так был сформулирован на этот раз традиционный "русский вопрос". А на столе тем временем появился и "ответ" в виде многотомного издания "Матрица", к созданию которого "приложил руку" и нынешний собеседник. Необычность "Матрицы" в том, что в этой книге писатели рассказывают о писателях. А если точнее, современные и еще не забронзовевшие труженики пера легко, непринужденно и порой даже блистательно делятся с современниками своими впечатлениями от прочтения классиков. В "папке" Садулаева – Есенин, Гумилев и Николай Островский. К маститым литераторам Герман Умаралиевич относится с пиететом, а к самой литературе – с мистическим почтением.

– Для меня литература – это своего рода магия, – признается он. – А писатели, наверное, способны предвидеть будущее. Вот только один пример. Есть такой замечательный писатель – Павел Крусанов. Человек он имперских взглядов, но есть у него еще одна страсть – он собирает жуков. И однажды решил он из засушенных жуков сделать герб Российской Федерации… Работал над ним не один год. Крылась в этом гербе одна тайна: делал Крусанов его из насекомых, собранных на тех территориях, которые считал Россией. Были в этом гербе и крымские жуки. И вот подействовало!

Садулаев убежден, что именно глубокое "освоение" Крыма русской литературой вернуло наш полуостров на родину:

– Литература, подобно первооткрывателям, исследователям, "осваивает" определенное пространство, которое благодаря этому становится частью того или иного цивилизационного мира. А Крым ведь очень хорошо "освоен" русской литературой и так прочно вписан в русский контекст, что вырезать его оттуда невозможно! И сама русская литература тоже невозможна без Крыма.

 

"За двадцать лет мы полностью культурно потеряли Украину"

Впрочем, по мнению питерца Садулаева, литературное "освоение" России должно продолжаться и сегодня.

– У нас огромные пространства, и не все они еще освоены русским человеком и русской культурой, – считает он. – Мы должны изучить, понять и описать свой мир, чтобы присвоить его по-настоящему, понять его суть, душу. Наверное, именно поэтому русская литературы основана на подвижничестве. У нас всегда считалось, что писать только для того, чтобы снискать лавры, как-то неправильно. Что любого маститого литератора читатель вправе спросить: "Где ты страдал? Где твой подвиг? Достоевский на каторге был – а ты?" Пока не пострадаешь – не канонизируют!

В описании самых отдаленных уголков нашей родины писатель видит дело не только нужное, но и имеющее сакральное значение:

– Почему у наших "партнеров", как называет их Владимир Владимирович Путин, глаз такой голодный на Россию? Потому что они видят: она как бы ничья – там не ухожено, тут не прибрано. Но, когда мы сами будем развивать свою землю, все изменится. Нельзя никому позволять присваивать свою землю в культурном плане! Потому что именно так ее можно потерять. Как мы за эти двадцать лет полностью культурно потеряли Украину. Нас там нет. Поэтому политики, экономисты и особенно люди культуры должны пытаться сохранить свои территории, не дать никому отторгнуть их от русского мира.

 

"У России свой путь построения многонационального государства. Он – в симфоничности"

Сегодня Россия – это сплетение множества народов, культур, менталитетов. Столкновения на этнической почве здесь не редкость. Впрочем, ксенофобия и даже откровенный расизм все сильнее пускают корни по всему миру. Есть ли рецепт от этой напасти?

– Это действительно сложная проблема, особенно для разнородного российского общества, – признается Садулаев. – И поэтому создание моногосударства сегодня невозможно ни в России, ни в Европе. В разных странах эта проблема решается по-разному. В Великобритании – более высоким уровнем самоидентичности. К примеру, ты шотландец, ирландец, сикх. А на более высоком уровне – британец. В США подход абсолютно иной – всех закидывают в один котел, переплавляют, а то, что получается на выходе, называют американцами. В Германии ты обязательно должен стать немцем, иначе не сможешь интегрироваться. У нас в России свой путь построения многонационального государства. Он – в симфоничности: когда каждый народ сохраняет свою самобытность, и все они вместе звучат согласно, как ноты некой симфонии. Конечно, это удается не всегда. Иногда проступают диссонансы, усиливается звучание отдельных нот. Но это великая задача, к решению которой надо стремиться всем.

 

"Очень переживаю за Новороссию"

События на Юго-Востоке Украины – тема, которая сегодня волнует всех. И Герман Садулаев не исключение.

– Я очень переживаю за Новороссию, – говорит он. – И очень хочу, чтобы там прекратили стрелять, бомбить, убивать, – это программа-минимум. Сегодня все чаще говорят, что события на Юго-Востоке Украины могут стать прелюдией к началу Третьей мировой войны. Конечно, прогнозы тут делать сложно, но все мы видим безумие, неадекватность, непредсказуемое поведение тех, кто день за днем бросает поленья в костер этого страшного конфликта.

– Крым чудом избежал этой страшной участи. Но в самой России есть и те, кто считает: присоединение полу­острова к Российской Федерации было как минимум ошибкой…

– Вы так называемую интеллигенцию имеете в виду? Среди питерских писателей таких настроений точно нет. Я очень хорошо помню шестнадцатое марта, день крымского референдума. Меня в этот день приняли в Союз писателей, и потом мы с коллегами отметили эти два события. А вот в Москве есть разброд какой-то, шатание. Не хватает им питерского имперского фундаментализма!

 

"Русскоязычное зарубежье растёт с каждым годом, месяцем"

Возвращаясь к заявленной теме, участники встречи спросили, где же все-таки сегодня сосредоточено оно – пространство русского мира, где провести границу: русский мир – не русский мир?

– Сложный вопрос… – улыбается Садулаев. – Ведь сегодня русский мир включает в себя все русскоязычное зарубежье, которое растет с каждым годом, месяцем. Русский мир – он сегодня везде, это категория уже планетарного характера. Он очень разный, но строится вокруг одного – русского языка и культуры. И наша главная задача – сохранять и поддерживать этот мир.

 

"Если можешь не писать, не пиши!"

Интересовали собравшихся и секреты "творческой лаборатории" питерского гостя.

– Я всегда работаю по принципу "если можешь не писать, не пиши", – признается писатель. – И еще есть один секрет. Когда я давно еще работал в газете, то писал от руки. А так как почерк у меня скверный, приходилось переписывать. В ходе этого процесса уходили целые абзацы, а редактор потом был вне себя от счастья: "Молодец! Тебя даже править не надо!" Думаю, переписывать от руки свои творения надо заставлять всех, кто занимается литературным творчеством. Если пишется легко – хорошо. А если лень писать – может, это и не стоит того, чтобы быть опубликованным?

 

Этот приезд Германа Садулаева в Крым был первым. Но, думается, не последним. На вопрос: "О чем вы хотели написать, но пока не сложилось?" – писатель ответил: "О готах! Кстати, последний гот умер в Крыму в XVIII веке – будет повод снова приехать сюда, чтобы углубиться в тему!"

 

Из досье "НК"

Садулаев Герман Умаралиевич. Родился 18 февраля 1973 года в селе Шали Чечено-Ингушской АССР. Отец – чеченец, работал агрономом и чиновником, мать – русская, школьная учительница. После окончания школы, которую закончил с серебряной медалью, уехал в Ленинград поступать в университет. Дебютировал в литературных журналах в 2006 году. Постоянный автор литературных журналов "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", публицистических ресурсов "Свободная пресса" и "Однако". Автор книг "Я – Чеченец", "Таблетка", "Шалинский рейд" и других. Его роман "Таблетка" вошёл в шорт-листы литературных премий "Русский букер" и "Национальный бестселлер". В 2014 году вёл на телеканале "СТО" в Петербурге авторскую программу, отмеченную премией Агентства стратегических инициатив.

Просмотров: 476




Читайте также