Искусство дарить надежду (ФОТО)

26 декабря 2014 г. в 15:03

Автор: Александр Беланов, режиссёр-кинодокументалист, Москва(все материалы автора)
Легко и радостно писать очерки, снимать телефильмы о талантливом актёре и знаменитом театре. Не надо врать, что они "уже часть нашей истории, культурной жизни России"... Это так и есть!

Народному артисту России Юрию Васильеву – 60, а Московскому академическому театру сатиры, коему Юрий Борисович служит всю свою сознательную жизнь, – 90 лет!

Мы встретились в саду "Аквариум", в кафе у театра. Юрий Васильев уплетал а-ля сибирские пельмени и с упоением рассказывал, что именно здесь проходил "путь отступления" Андрея Миронова. Тот, преследуемый толпой поклонниц, бежал через служебный вход, потом – галопом по садику, а уже здесь, через кухню кафе – прыгал в темноту переулков старой Москвы...

– Завидуете Миронову?!

– Нет! У каждого свой путь, своя судьба...

Васильева часто называли преемником Андрея Миронова. Слава Богу, он стал не вторым Мироновым, а первым Юрием Васильевым. Сегодня он народный артист, профессор, премьер и режиссёр Театра сатиры, пробует себя в кинорежиссуре...

У зеркала в гримёрке – потёртая фотография Жерара Филиппа...

– Помнится, Луи Арагон писал: "Жерар Филипп оставил после себя образ весны и молодости", – пытаясь блеснуть эрудицией, начал я. – А для вас кто он, Жерар Филипп?

– Этот портрет я привёз из родного Новосибирска в 1972 году. Поверишь, вот сюда, под рубашку его прятал и бежал на вступительные экзамены в Щукинское театральное... 287 человек на место! Вот это был конкурс!

– Перед этим вы всё-таки "заделали" тыл, поступив в Новосибирский театральный институт...

– Поступить в театральный – вытянуть "счастливый билет": мастер набирает свой курс, ищет своё продолжение... И мой учитель Юрий Васильевич Катин-Ярцев (зрители помнят его по роли столяра Джузеппе Синего Носа в фильме "Золотой ключик, или Приключения Буратино"), он, как и Жерар Филипп, – воплощение романтического образа героя. Да-да, они разные по фактуре, но по смыслу, по энергетике... Случайных встреч не бывает! Я искал своего сказочника, который увидел бы во мне нечто яркое...

– Для меня Жерар Филипп – это мужчина, который может защитить женщину. А для вас?

– Именно так! – соглашается Васильев. – Любовь и желание за неё побороться – дуэли, заговоры, погони... Когда я смотрел "Фанфан-тюльпан", то, конечно, видел себя в образе Фанфана!

Вечером моя съёмочная группа снимает трёхчасовой спектакль "Мольер. Кабала святош". Зрительный зал дышит булгаковской пьесой. Мы верим, мы сострадаем, мы видим Театр, где нет места новорусской театральной пошлости...

Мольеровскую тему поднимали многие – Анатолий Эфрос, Юрий Любимов, Олег Ефремов... А вот блистательному лицедею Олегу Табакову этот булгаковский образ оказался не по силам. Критики говорят, что "не хватило каких-то личных побудительных мотивов..."

Наконец-то за Мольера берётся очередной театральный тяжеловес. Александр Ширвиндт играет мощно, просто и глубоко. Лейтмотивом его роли становится мотив прощения, но, прощая всех, он не способен простить себя!

В роли Короля-солнца, Людовика XIV, – блистательный Юрий Васильев. Он уже играл короля Франции. Это был спектакль "Молодость Людовика XIV". Но если там король получился весьма вальяжным и царственным, пусть и не лишённым известного васильевского озорства, то в спектакле "Мольер. Кабала святош" – это исчадие ада по-французски: любая ссылка на закон, на право считается преступлением. "Государство – это я!" – и этим всё сказано...

Сегодня Юрий Васильев вспоминает свой первый день на сцене Театра сатиры. Валентин Николаевич Плучек сказал тогда: "Юра, я думаю, у вас будет счастливая судьба в нашем театре!"

У Плучека с Васильевым сложились отношения дедушки и внука. Валентин Николаевич то влюблялся в актёров, то остывал, находил новых любимчиков. Но Васильеву он доверял. Видимо, ему импонировало то, что Юрий Борисович никогда не участвовал в закулисных интригах, был довольно критичен к себе...

"Старик, ты вернул в театр праздник! Мейерхольду это понравилось бы!" – хлопая в ладоши, восклицал Валентин Плучек после премьеры "Секретарш".

По старой театральной традиции Плучек на каждый юбилей Васильева дарил ему свои фотографии. На последней он написал: "Юрию Васильеву, талантливому артисту, на моих глазах ставшему Мастером"...

Несколько лет назад Юрий Васильев попытался создать свой театр. Говорят, сам Плучек тяготился названием "Театр сатиры". Эта условность загоняла актёров и режиссёров в определённые рамки, не позволяла раскрыться "на все сто".

И вот первая премьера – спектакль "Продавец игрушек". Это легкая, замечательная пьеса о любви, мечте. Рождественская сказка! И, как всегда бывает в сказке, случилось чудо...

Продюсерский центр "Синема продакшн" предлагает Юрию Васильеву снять свой первый художественный фильм "Продавец игрушек". На роль шоколадного короля Франции приглашают Пьера Ришара.

– Я думаю, что я могу сказать Ришару, это же мой первый фильм! – хватается за голову Юрий Борисович. – Ну что я скажу ему? Что?! А он, красавчик, оказался мудрым французом, ни на секунду не "зазвездил"...

– И всё же не обошлось без конфузов, смешных историй? – с надеждой спрашиваю Васильева. Он заливается смехом...

– Подходит Ришар ко мне с переводчиком, дёргает за рукав.

– Я, – говорит, – не могу сниматься! Я не выучу этот текст...

Смотрю, а у него в руках что-то вроде "Войны и мира" Толстого. А на глазах – слёзы.

– Мне уже 75 лет, я не выучу это! – с дрожью в голосе повторяет Пьер Ришар...

И тут я понимаю: ему прислали текст чужой роли... Встаю перед ним на колени, умоляю:

– Пьер, давайте импровизировать! Это не Достоевский, не Толстой! Попробуйте своими словами, сделайте роль под себя...

Он долго так смотрит на меня, хлопает глазами. Сумасшедший русский приехал! Для них, для французов, сценарий – святое. А тут – сплошная импровизация...

Ришар сказал потом: "Вы знаете, я первый раз снимался в фильме, где я не знал текста, а партнер – языка!"

За три дня работы над фильмом "Юрий Васильев. Искусство дарить надежду" я и сам словно помолодел, скинул пару десятков лет. У меня в голове не укладывается: откуда столько энергии? В чём секрет молодости?

– Я учусь! Вообще, я по жизни ученик... – признаётся Юрий Борисович. – Мне очень интересно идти на эксперименты. Все время пробую, в этом плане я счастливый человек. Это, наверное, заслуга Сибири, земли сибирской. Там были какие-то очень честные правила жизни...

Мне кажется, что искусство – оно должно дарить надежду. Это главное! Всё остальное – от лукавого...

От редактора. Наш земляк, талантливый режиссер и сценарист Александр Беланов как раз закончил работу над документальным фильмом об Юрии Васильеве. Но и для "НК" Беланов успевает поработать. Большое спасибо, маэстро!

Просмотров: 334




Читайте также