Валентина Теличкина: "В Крыму я снималась лишь однажды, но с самой Татьяной Пельтцер!"

16 января 2015 г. в 16:06

Автор: Александр Рыженко(все материалы автора)

Знакомая нескольким поколениям советских зрителей по шести десяткам фильмов, среди которых "Кадриль", "Где находится нофелет?", "Васса", Валентина Теличкина и по сей день остается одной из самых удачливых и красивых актрис нашего кинематографа. Это она диктовала моду на длинные платья и джинсы. Это ее героиням подражали, перенимая манеру говорить нараспев и небрежно распускать волосы по плечам…

10 января Валентина Ивановна отметила 70-летний юбилей.

 

– В одном из своих интервью вы как-то признались, что совсем перестали ходить в кино и практически не смотрите телевизор.

– Чтобы не расстраиваться. Нынешние кино и телевидение в большей степени не соответствуют моим вкусам. А критиковать то, что не в силах исправить, – значит, выхолащивать собственную душу. Поэтому в свободное время я предпочитаю заниматься любимыми делами.

– Например?

– Читать книги, писать картины, что-то сочинять... Все это питает мою душу, отвлекает от депрессивного настроения.

– Но на Ялтинском телекинофоруме, завсегдатаем которого, кажется, вы уже стали, просмотра новых фильмов как члену жюри вам не избежать.

– В Ялте как член жюри я как раз в силах повлиять на то, в каком направлении будет развиваться наш кинематограф. На фестивале я могу позволить себе критику, ведь она в данном случае продуктивна (улыбается).

– Чем вас манит телекинофорум? Ведь всем известно, что вы человек не тусовочный.

– Так и есть. Тусовка – не моя стихия. На светских раутах, где много народа, я чувствую себя неуютно, даже, наверное, неловко. Поэтому и стараюсь их избегать. Что же касается телекинофорума, тут особый случай. Я изначально исключила себя из списка гостей, которые приезжают в Крым искупаться в море и пообщаться с коллегами. Для меня участие в фестивале – не тусовка, а работа. В том же жюри. Интересная, кстати сказать, работа.

– Как бы вы оценили нынешнее состояние российского кинематографа?

– Слава Богу, он поднимается с колен. Появились режиссеры, которые не подражают Голливуду, а опираются на все лучшее, что было в советском кино. Их пока не так много, но все равно это не может не радовать.

– Но согласитесь: халтуры в нашем кино сейчас куда как больше. И "пипл все хавает"…

– Это пугает. Если раньше творческие люди старались поднимать обывателя до своего уровня, то сейчас большинство артистов с легкостью и удовольствием перешли на уровень обывателя. Все это, как бумеранг, обязательно к нам вернется, да так, что мало не покажется.

– Собравший на Западе все мыслимые призы "Левиафан" Андрея Звягинцева уже посмотрели?

– Нет. Но обязательно посмотрю. Хотя, честно говоря, меня настораживает, что Запад за этот фильм так ухватился. Особенно сейчас, когда на все российское с его стороны льется столько грязи.

– Но с современным театром-то у нас вроде все в порядке.

– Современные спектакли я тоже почти не смотрю, потому что часто натыкалась на то, чего душа не приемлет. Но, честно говоря, я была потрясена одним спектаклем, даже посрамлена – я пошла на него нехотя, уступив просьбе сына. Спектакль "Рассказы Шукшина" поставил в Театре наций латыш Алвис Херманис. Я прохохотала и проплакала весь спектакль. Какое чудо Евгений Миронов и какое чудо Чулпан Хаматова! Какое чудо этот латыш, который так проникся Шукшиным! Казалось бы, ну что ему наши простые люди? Получилась совершенно потрясающая история, от которой оторваться невозможно, и потом ты живешь с этой историей в душе долго-долго.

– Вас считали одной из главных красавиц советского кино. Светлана Светличная рассказывала, что за вами ухаживали миллионеры.

– (Смеется.) Не было никаких миллионеров! Если бы они и пригласили меня куда-нибудь, то я перепугалась бы до смерти. Меня всякие подобные проявления внимания угнетали.

– Даже со стороны режиссеров, у которых вы пользовались просто колоссальным спросом?

– Но это не значит, что между режиссером и актрисой, которая ему нравится, обязательно что-то должно быть. Я старалась избегать служебных романов, хотя и очень влюбчивый по натуре человек. Может быть, я потому и верна до сих пор одному мужчине – своему мужу, потому что постоянно влюбляюсь (смеется).

– Признайтесь, а какие мужчины вам нравятся?

– В мои молодые годы всему Союзу нравился Урбанский. Он был единственным! Затем все умирали исключительно по Тихонову, хотя как мужчина он совсем не в моем вкусе. Красивых, фактурных мужчин и на сцене, и в кино тогда было много. Если я назову тех, кто мне нравился, вы даже не вспомните, кто они такие (смеется).

– В советские времена вы считались статусной актрисой. Наверняка были избалованы вниманием власть имущих.

– Да что вы! Говорили, что я очень нравилась Брежневу, но я с ним никогда не встречалась. Из его последователей лишь Горбачев однажды прислал свое поздравление – по случаю вручения мне государственной премии за фильм "Васса". И все.

– Вы знали, что в 70-е годы многие вам подражали?

– Недавно один ялтинский таксист мне признался: "Моя жена очень была похожа на вас, поэтому я на ней и женился". Еще иногда кинокритики говорят, что видели артистку, которая пытается существовать в моей манере.

– На Ренату Литвинову намекают?

– Если она и подражает, то манере Вали, которую я сыграла в фильме "Журналист". Но у Литвиновой есть некая манерность, которая мне никогда не была присуща.

– Ваша манера протяжно изъяснять – откуда она?

– Распевность имеете в виду? Ну, я же родом из Нижегородской губернии – оттуда и говорок. Он, кстати, никогда не мешал мне в карьере. Даже наоборот – я его сделала своей, как теперь говорят, фишкой (улыбается).

– Какие из своих работ в кино вы считаете самыми удачными?

– Фильмов, в которых я снялась, не так-то и много – всего что-то около шестидесяти. Но, может, их не так много как раз потому, что в каждом из них я работала по любви: мне нравились или роль, или режиссер. До сих пор мне не стыдно смотреть "Журналист", "Начало", "Пять вечеров", "Портрет жены художника", "Кадриль"… Картин, с которыми бы я рассталась не глядя, – не больше десятка.

– Вы очень добрый человек. Но на экране вам приходилось играть самые разные образы.

– Да уж, и добрых, и злых, и глупых, и коварных женщин играла. Всяких. И это меня только радовало.

– Бывали ли случаи, когда вы отказывались от роли?

– Очень часто. Я, наверное, даже больше отказывалась от ролей, чем снималась. По той простой причине, что не считала роль своей. Кстати, нередко, чтобы я согласилась на съемки, роль специально под меня переписывали.

– Как и у каждой актрисы, у вас наверняка есть нереализованная мечта. О какой роли вы мечтаете?

– Я уже давно запретила себе мечтать о ролях. По той причине, что стараюсь не будоражить свое воображение тем, что может не сбыться.

– Помните свой первый приезд в Крым?

– Это было давно. Кажется, в 1977 году. Друг моего мужа, известный архитектор, пригласил нас на открытие первой очереди строящейся гостиницы "Ялта". Крым меня сразу покорил. Я до сих пор в него безумно влюблена.

– Сниматься впоследствии здесь не доводилось?

– К сожалению, всего лишь раз. В 1979 году в Ялте снимались сцены фильма "Здравствуй, река!". Кстати, моей партнершей по той картине была сама Татьяна Пельтцер. Великая актриса!

– В числе многих деятелей культуры страны вы подписали письмо в поддержку возвращения Крыма в состав России.

– Как человек глубоко верующий скажу так: Крым – российский Вифлеем, поэтому его возвращение – историческая справедливость. 

– Ваши пожелания читателям "НК".

– Если вам плохо – старайтесь держаться достойно, и все непременно наладится. Я желаю всем обрести жизненный стержень и с оптимизмов смотреть в будущее!

 

Из досье "НК"

Валентина Теличкина. Родилась 10 января 1945 года в селе Красном Горьковской области. В 1967 году окончила ВГИК, в том же году вошла в труппу Театра-студии киноактера. Дебют в кино состоялся в 1965 году в картине "Таежный десант". Популярность пришла уже со второй картиной – "Журналист" Сергея Герасимова, где она сыграла роль журналистки Вали Корольковой (1967 г.). На счету актрисы более 60 фильмов, среди которых – "Осенние свадьбы", "Зигзаг удачи", "У озера", "Начало", "Пять вечеров", "Впервые замужем", "Портрет жены художника", "Васса", "По главной улице с оркестром", "Менялы", сериалы "Бригада", "Есенин" и "Гаишники". Валентина Теличкина – лауреат Госпремии РСФСР им. братьев Васильевых за участие в фильме Глеба Панфилова "Васса" (1985 г.), премии Ленинского комсомола за создание образа современника в кино (1976 г.). Народная артистка России. Замужем (супруг – Владимир Гудков, архитектор). Воспитала сына Ивана (дипломат). Живет в Москве.

Просмотров: 1035




Новости по теме

Читайте также