Владимир Косов: "Быть безучастным к событиям "Крымской весны" не позволяла гражданская позиция"

Владимир Косов: 'Быть безучастным к событиям 'Крымской весны' не позволяла гражданская позиция'

21 марта 2015 г. в 09:30

Автор: Марина Гусарова(все материалы автора)

В канун годовщины "Крымской весны" мы встретились с одним из ее активных участников – главным режиссером Государственного академического музыкального театра Республики Крым Владимиром Косовым.

– Владимир Анатольевич, прошлый год стал для вас знаковым, ведь вы были непосредственным участником тех событий, одним из тех, кто подписал знаменитое обращение к Верховному Совету Крыма…

– Конечно, это был смелый шаг. За такое письмо в случае победы майдана пришлось бы очень серьезно отвечать. Но не подписать его и быть безучастным к происходящим событиям не позволяла гражданская позиция. В такое ответственное время человек должен встать и что-то сделать для своей родины. Я был на митинге, который проходил под Верховным Советом 26 февраля. Бегал на репетиции, потом возвращался. Далеко ходить не пришлось – наш театр находился тогда в эпицентре событий.

– Как вы восприняли решение вынести на референдум вопрос о присоединении Крыма к России?

– Слово "референдум" звучало в Крыму с девяностых годов. Его пытались проводить и даже провели, а потом "заморозили" результаты. Изначально я верил в референдум, правда, очень боялся, что этот процесс опять задушат, заболтают и он закончится ничем. Но с каждым днем события развивались все стремительнее – поднялся Севастополь, вернулся из Киева "Беркут", появились казаки, начала формироваться самооборона. Поначалу вопрос о присоединении Крыма к России не стоял, просто хотели вернуть Крыму предусмотренные его Конституцией полномочия, расширить права. Такая возможность казалась просто невероятной, я даже боялся в это верить и очень переживал, когда вначале референдум назначили на май. Но потом его перенесли на шестнадцатое марта, и правильно сделали.

– А сам день референдума остался в памяти?

– Конечно! Я провел его в компании журналистов РЕН ТВ. Они заранее позвонили и сказали, что хотят в этот день побыть в одной из крымских семей. С утра они приехали к нам домой, мы поехали на избирательный участок, вернулись, потом брали интервью у моей супруги, подняли за референдум по бокалу домашнего вина. А после обеда даже в Бахчисарай съездили.

– Вы были одним из тех, кто представлял Крым на встрече деятелей культуры республики с президентом Владимиром Путиным…

– Это приглашение для меня стало совершенно неожиданным. Конечно, запомнилась торжественность момента. Делегация из Москвы оказалась внушительной – сам президент России, премьер-министр, министр культуры, председатель Союза кинематографистов Никита Михалков, Станислав Говорухин… Очень понравилось, что встреча не была деланой, искусственно парадной. Просто организаторы предварительно побеседовали с нами и сказали, что президенту интересно из первых уст услышать о культурной жизни Крыма, о том, чего хотят крымчане, как понимают присоединение полуострова к России. То есть нас просили донести определенный градус настроения людей. Особенно приятно было то, что изначально никаких заготовок не было вообще. Говорили то, что думали: о проблемах, перспективах. Прямо там же, на этой встрече, было принято решение о национализации Ялтинской киностудии. Более того, через месяц приехал министр культуры Владимир Мединский, снова пригласил участников той встречи и сообщил о принятых решениях – это было приятно.

– Вспомнив прошлое, перейдем к настоящему. Назначение главным режиссером не стало для вас неожиданностью?

– Переходный период начался с марта,  мы ясно понимали: грядут перемены. У меня прошли встречи в Министерстве культуры, задавались вопросы – понятно, не просто так. Все было ожидаемо.

– Вы сразу приняли специфику музыкального театра?

– Музыкальный театр – особое направление. Если ранее, работая в "Театре на Москольце", я экспериментировал в жанре авангарда и условного театра, то здесь другие режиссерские  приемы, другой  объем  сцены.

Музыкальный театр – один из самых дорогих видов театрального искусства. Это зрелище. А зрелище должно быть ярким, оно стоит денег. В связи с этим особое звучание приобретает понятие "бюджет", режиссер должен не только выполнять творческие задачи, но быть еще немного и экономистом.

– И все-таки есть соблазн поставить что-нибудь экспериментальное?

– Опыт "Театра на Москольце" никуда не делся, и я его здесь воплощаю – в том же спектакле "Юнона и Авось", где в декорациях присутствует явный минимализм.

– "Юнона и Авось", "Ирод" – те яркие страницы, которые вы уже вписали в историю театра. А что дальше?

– Дальше – новый спектакль. Мы уже работаем над постановкой оперетты Константина Листова "Севастопольский вальс" к 70-летию Победы. Хочется вспомнить и нашу прошлогоднюю премьеру – "Прощай, конферансье!", которую мы ставили к другой важной дате, 70-летию освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Репетировать начали в феврале, когда в Киеве бушевал майдан, и предугадать исход событий было невозможно. Но для меня в тот момент было важно обязательно что-то сделать в память о наших дедах, и я горжусь своим решением и поддержкой коллектива. Мы знали: 9 Мая мы сыграем этот спектакль!

– Раньше театр назывался украинским. Несколько постановок на украинском языке еще есть в репертуаре. Какова их судьба?

– Хочу сказать сразу: хорошо, что из названия театра убрали этническую составляющую, сконцентрировав все внимание на жанровой принадлежности. На мой взгляд, искусство не имеет границ, музыка – тем более. А спектакли на украинском языке остались. Возможно, у нас появятся спектакли и на английском – те же мюзиклы. В "Юноне и Авось" со сцены звучит испанская речь, в "Блэзе" – французская. Это нормально.

– У вас есть оркестр, хор, балет. Планируете ли и в дальнейшем развивать эти направления?

– Обязательно! Музыкальный театр – синтетический вид искусства, включающий в себя много различных направлений. К примеру, в оперетте "Севастопольский вальс" задействованы все творческие цеха – оркестр, балет, хор, вокалисты. Ставятся у нас и балеты. Проходят концерты оркестра под управлением нового дирижера Сергея Скрипника – был концерт к Восьмому марта, одиннадцатого марта состоялась премьера "От классики до рока", где звучали и классические произведения, и даже рок-хиты. А на Международный день театра мы впервые решили сделать театральный капустник – устроим праздник и себе, и зрителям.

– В последние годы число ваших зрителей заметно возросло…

– Надеюсь, после того как в нашем театре проведут ремонт и реконструкцию, их станет еще больше. С одной стороны, конечно, приятно, что публика нас так любит, а с другой – обидно, что в зале нет отопления и зрители вынуждены сидеть в верхней одежде. Когда люди смогут прийти в зал без пальто, сесть в удобные кресла, думаю, аудитория у нас увеличится как минимум раза в два.

– Прошлый год ознаменовался и тем, что ваш театр принимал у себя достаточно известные творческие коллективы…

– Да, в отношении гастролей 2014-й год оказался весьма плодотворным. Мы принимали Свердловскую музкомедию, театр на Таганке. В июне ожидаем коллег из Иркутска. И сами планируем гастроли по России, но пока только прорабатываем маршрут.

– Насколько мне известно, в России существует Федеральная программа поддержки гастролей периферийных театров…

– Конечно, хотелось бы получить подобную поддержку – сам театр масштабные гастроли просто не вытянет. А вот по Крыму ездим активно, часто бываем в Ялте, Севастополе, Евпатории, Керчи. Нас там уже хорошо знают и любят.

– Недавно в Симферополе состоялась учредительная конференция Крымского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ. Вас избрали в состав правления…

– Союз театральных деятелей России – уважаемая организация, и участие в ней, прежде всего, возможность более тесного творческого обмена с коллегами. Кроме того, там есть целевые фестивальные программы, творческие лаборатории, программы социальной помощи актерам, имеющим проблемы со здоровьем. И, что особенно важно, выделяются средства для постановок. Поэтому мы надеемся, что открытие в республике отделения СТД существенно оживит театральную жизнь Крыма, позволит нам не вариться в собственном соку, а плодотворно общаться с коллегами из многих регионов России.

Просмотров: 747





Новости по теме

В эти дни исполняется три года с того момента, когда на Украине рухнула власть в результате...

Читайте также