Дмитрий Ревякин: "Крым у меня в крови..."

9 октября 2015 г. в 11:35

Автор: Алексей Васильев(все материалы автора)

Дмитрий Ревякин поджидал обозревателя "НК" в районе симферопольского аэропорта:

– Найти меня просто, я в кафе слева, под чинарой... Там еще кресла плетеные, – скоординировал Дмитрий Александрович место встречи.

Первые мосты

Легенда русского рока Дмитрий Ревякин возвращался в Москву. Вылет задерживался на два часа, но музыкант был только рад этому: судьба подарила дополнительное время подышать волшебным крымским воздухом.

– Крым для меня – это сказка. Я ведь рос в Забайкалье. Забайкальский горно-обогатительный комбинат, среднее машиностроение... Потом уже возник Новосибирск. У моих родителей была возможность ездить на курорты. Они выбрали Крым. Поэтому с детства полу-
остров был для меня таинственным, загадочным краем... Словом, так и осталось до сих пор.

По воздушному мосту из Сибири Ревякин прилетал в Крым каждый год. Еще задолго до того, как в студенческой компании Новосибирского электротехнического института, где он учился,  построил свой собственный мост – "Калинов".

Повод для "мостостроительства" был немного курьезный: в середине восьмидесятых Дмитрий Ревякин (за его плечами была школа игры на баяне) и его друг Дмитрий Селиванов (неплохо державший гитару в руках) не прошли отбор в... художественную самодеятельность института. Тогда два Дмитрия и решили создать собственную рок-группу.

Во время гастролей в Новосибирске уже гремевшей на всю страну группы "Алиса" Ревякин познакомился с её солистом Константином Кинчевым. Константин пригласил Дмитрия на VI фестиваль Ленинградского рок-клуба.

– C тех пор у нас крепкая дружба, проверенная временем, – замечает рассказчик.

Херить зло

Покорить избалованную роком Северную столицу оказалось непросто. Еще сложнее – получить "путёвку в жизнь" в видавших всех и вся Москве. Но "Калинову мосту" это удалось. Тогда же началась и студийная деятельность группы: в 1988 году Дмитрий Ревякин познакомился со Стасом Наминым, продюсером центра SNC. Анастас Алексеевич сделал начинающему музыканту предложение, от которого трудно было отказаться. Дмитрий и не отказывался. С переменным успехом началась работа над пластинкой.

Но еще за год до всех этих событий в Подольске, на первом рок-фестивале в СССР, выступление "Калинова моста" было весьма запоминающимся. Даже не обошлось без скандала. Группа исполнила свою песню "Полоняне", где есть такие слова:

Ох, замутил воду в быстрой речке,

А когда брал весло – струи бились светлыми.

Ох, жизнь просидел соколом на печке,

А когда херил зло, думал в паре с ветрами...

Услышав знакомое слово и растолковав его по-своему, строгая комиссия не стала присуждать лауреатство "вульгарной" группе, хотя все шансы на награду имелись. Недалёким членам жюри – выкормышам советской школы, невозможно было объяснить, что "херить" – древнерусское слово (отсюда – "херувим"), означающее "зачеркнуть, перекрестить, вымарать, побороть силой креста"...

А вот слушатели восприняли всё правильно. И с тех пор, пусть "Калинов мост" не собирает полные стадионы, выступления группы не проходят в пустых залах.

 – Каков наш слушатель? – размышляет Ревякин, представляя усредненный портрет фана группы. – Возраст и социальное положение могут быть разными. Но если однажды человек "проходит" по "Калинову мосту", находит там близкие интонации, понимает, что это – его, он (улыбается) попадает в наши сети и никогда не выпутается из них... Хочу лишь добавить, что наша аудитория, пусть немногочисленная, но верная. Более того, я всегда настороженно относился к толпам людей и массовым демонстрациям проявления чувств.

До встречи на вокзале?

Насчет немногочисленной аудитории Дмитрий Александрович скромничает. Из данных его творческой биографии в интернете я узнал, что в конце девяностых "Калинов мост" очень хорошо и людно встречали в Англии, а потом в Израиле. Активно гастролирует группа и сегодня. Правда, передвигаться всей командой накладно, зачастую Ревякин даёт сольные концерты. Как, например, в позапрошлом году в Алуште, опять же без своей группы – "мы не медийные персонажи, на наши концерты весь Крым не сбежится".

Летом этого года "КМ" должен был выступить в Крыму. Не вышло:

– Нас пригласили сыграть на "Крымфесте", но, к сожалению, организация фестиваля была очень плохой – ничего не получилось. Хорошо получается только у "государственных структур" в лице байкеров (улыбается). А у обычных людей не хватает опыта, ресурсов, ответственности. Поэтому уже второй год в Крыму пытаются провести фестивали и ничего не получается. Но группа по-прежнему готова играть на полуострове.

– Пусть приглашают, обговаривают условия с коммерческим директором, а мы приедем и споём, – просто пояснил музыкант.

В рамках такого тура команда готова дать и благотворительный концерт:

– Мы наслышаны об инициативе журналистов "Нового Крыма" проводить музыкальные вечера в пустующем зале симферопольского вокзала и также готовы выступить там бесплатно – с "тихим" акустическим концертом, а все деньги за входные билеты пусть пойдут на благотворительные нужды.

"Нам с тобой уступать было не с руки..." 

О музыкальном стиле "Калинова моста" спорят меломаны и искусствоведы. Сходятся на определении "фолк-рок". Сам же Ревякин на вопрос о стиле ответил так:

 – Мы используем любые краски – от баллады до рок-боевика: нам ничто не претит... Багаж в рок-музыке большой. Пожалуйста, выбирай, что удобно в данный момент!

Когда-то Дмитрий Александрович назвал композиции "КМ" "новыми казачьими песнями":

 – Это как одно из составляющих нашего творчества, – уточняет музыкант. – Думаю, что и у меня есть казачьи корни... Хотя к современному казачеству отношусь сдержанно: повидал разных "казаков" – от забайкальских до украинских (улыбается). Но знаю, что крымские казаки в "Крымскую весну" повели себя очень достойно и сыграли свою немаловажную роль.... Тем не менее казаки большей частью остаются для меня элементом истории и фольклора. Мне больше нравится их воспевать в своих композициях.

Знаковым в творчестве группы был выход альбома "Ледяной походъ". Песня с диска "Севастополь", возможно, стала  одной из самых сильных и ярких за последние годы:

Как пришла лиха беда

Из-за моря синего:

Враг нагрянул несчетный

Севастополь-крепость забрать.

Нам с тобой уступать

Было не с руки:

Или грудь в крестах,

Или пухом земля... 

На вопрос, собирается ли музыкант воспеть и другие крымские города и веси, Дмитрий ответил утвердительно, но скромно:

– Есть такие мысли...

Ревякин также напомнил, что клип на песню "Иерусалим" группа снимала в Крыму – на Чуфут-Кале и Ай-Петри.

Музыкантам делить нечего

...Мы говорим долго и о разном. Посетители кафе за соседними столиками с любопытством наблюдают за нашей беседой. Не все узнают музыканта. С длинными волосами, схваченными "в хвост", с бородкой Ревякин больше похож на сельского батюшку, чем на бывалого рокера. Возможно, на внешний, а скорее, на внутренний облик музыканта на рубеже "нулевых" повлияло приобщение к православным ценностям. О своем предназначении в этом мире (наполовину в шутку, наполовину всерьез) Ревякин говорит так:

– Моя планида – отстаивать консервативные "мракобесные" ценности, и ничего я с собой поделать не могу... При этом я понимаю, что и в будущее надо смотреть.

ДАР (аббревиатура музыканта) смотрит в будущее, но с музыкантами из восьмидесятых связи не теряет:

– Я и сам причисляю себя к тому времени, – признается Дмитрий Ревякин. – И с интересом слежу за творчеством своих коллег. Также, несмотря на то, что живу в Москве, считаю, что как музыкант и поэт представляю континент под названием Сибирь, где были и есть определенный ценностный ряд и определенные нравственные установки.

Своих разноидейных коллег-музыкантов (да и вообще кого бы то ни было) осуждать не торопится:

– Юрий Шевчук? Уважаю. А то, что взгляды у нас во многом не совпадают, – это не повод прекращать общение. Мы оставляем конфронтацию политикам, нам же делить нечего. Я всегда делаю поправку на то, что мы все вышли из социализма. И каждый затем обретал себя, свои взгляды и свою дорогу по-своему. Поэтому у нас, у каждого, свои отклонения в ту или иную сторону.

Спрашиваю, а как же "поэт в России больше, чем поэт"? Предательства поэта народ не прощает. Как быть с Макаревичем, обманувшим тех, кто верил в него, кто вырос на его песнях?

– Он не обманывал ничьих надежд, – предполагает Ревякин. – Он всегда был таким. Просто мы были другими.

Крым – Камчатка, и обратно

Беседа с любым творческим человеком заканчивается расспросом о дне сегодняшнем и планах на будущее. Наша не стала исключением:

– Недавно вышла четвертая книга моих стихов "Алмазная скоба", куда помимо стихотворений вошли опыты в "крупной форме" – поэмы "Песня поземок" и "Письма о прошлом". Стихи отличаются от моих песен... Чем? Может, тем, что я еще не переложил их на музыку. К слову, если кому интересно и если кто хочет подобрать к ним мелодию самостоятельно – пусть пробует. Я не против.

Скоро выйдет и наш новый альбом. Он посвящен Камчатке. По этому поводу 5 и 6 ноября мы устраиваем презентацию: играем в Москве и Питере. Сейчас снимаем два ролика на песни этого альбома. Надеюсь, наши новые композиции понравятся настоящим ценителям музыки и слова.

Началась регистрация пассажиров на рейс. Прощаемся. Когда еще свидимся?..

– Даст Бог, в следующем году. Где? Конечно, в вашем благословенном Крыму. С этим местом у меня и правда особая связь, можно сказать, астральная, метафизическая. Я очень хорошо понимаю, что такое Крым. Он у меня просто в крови.

фото Алексея Васильева

Просмотров: 1285





Новости по теме

Читайте также